1359476048_375759403По результатам проведенной прокурорской проверки ОВД ГУ МВД по Самарской области возбудило уголовное дело в отношении должностных лиц Самарского Управления ФАС по статье 169 УК РФ, часть 1. Такое продолжение получило дело «ФАС против МЧС». Статья 169 УК РФ, часть 1 гласит: «…незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов».
В данном случае должностные лица УФАС по Самарской области незаконно вмешались в деятельность одного из производителей автоматики, внедряемой по решению Президента по всей России, ЗАО «Аргус-Спектр». Причина, по которой это было сделано, — распоряжения заместителя руководителя ФАС Александра Кинева всем руководителям территориальных управлений (всего их 83) о проведении параллельных проверок в отношении ЗАО «Аргус-Спектр». 8 территориальных управлений откликнулись на распоряжение руководства: Тамбовское, Самарское, Мурманское, Ростовское, Санкт-Петербургское, Ленинградское, Кировское и УФАС по Республике Коми.
Судя по всему, такую «облаву» руководство ФАС устроило после предпринятой попытки «Аргус-Спектр» лишить антимонопольную службу документа, прикрывающего ее незаконную деятельность. Надо сказать, попытка эта увенчалась успехом. Высший арбитражный суд установил, что Методические рекомендации ФАС, в которых закреплено право Службы проводить выездные внеплановые проверки без возбуждения дела с целью поиска признаков нарушения («рейды на рассвете»), расширяют полномочия ФАС и противоречат Конституции и Закону о защите конкуренции (Дело №ВАС-7907/2013).
История непростых отношений ФАС, МЧС и компании «Аргус-Спектр», победившей в открытом конкурсе на разработку системы автоматического вызова сил пожарной охраны, началась в 2010 году. Тогда МЧС по распоряжению Президента и Правительства стало повсеместно внедрять на соцобъектах автоматику для вызова сил пожарной охраны, исключив тем самым посредников из цепочки. ФАС, видимо, решила защитить схлопывающийся рынок посреднических услуг по передаче сигнала о пожаре. И началось активное вмешательство в деятельность МЧС с возбуждением антимонопольных дел против федеральных пожарных служб и призывами к посредникам пожаловаться на нарушения на рынке противопожарной безопасности.
Суды, проверяя действия ФАС на соответствие закону, неоднократно в доводах своих решений указывали, что ФАС выходит за рамки своих компетенций, вмешивается в компетенцию МЧС и никаких посредников по передаче извещений о пожаре быть не должно. Подобные доводы поддержал в своем решении и Высший арбитражный суд (Дело № ВАС-6005/2014).
ФАС, несмотря на решения судов, не остановилась и направила свои силы на проверку деятельности «Аргус-Спектр». Кошмар для компании начался в феврале 2013 года с тотального обыска ФАС без объявления предмета проверки, так называемого «рейда на рассвете». И не кончается по сей день. Ведутся многочисленные судебные тяжбы (см. справку по судам). Несмотря на столь долгие сроки проверки в отношении компании, какое-либо решение по антимонопольному делу отсутствует. Это факт не мешает сотрудникам ФАС публично озвучивать обвинения в адрес «Аргус-Спектр», тем самым подрывая репутацию компании. постановление от 02.10.2014 о признании Аргус-Спектр потерпевшим