212236tt

19 Арбитражный апелляционный Суд изменил постановление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о штрафе на ООО «Сатурн». А Арбитражный суд Курской области изменил постановление о наложении штрафа в отношении ООО «Агро-промышленная группа «Трансагросервис» снизив его в 2 раза. Регулятор возбудил дело в отношении ООО «Сатурн» и ООО «АПГ «Трансагросервис» по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 135-ФЗ, выразившегося в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционе. Общества участвовали в аукционе на право заключения госконтракта на поставку пшеницы продовольственной 3 класса ГОСТ Р 52554-2006 для нужд ФКУ «Исправительная колония № 14 УФСИН по Новосибирской области». Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) – 1,95 млн. руб. ФАС наложила штрафы в размере 487,5 и 390 тыс. руб. соответственно.
Заявки на участие в аукционе подали 5 участников, из которых к участию было допущено 4, в том числе и ООО «АПГ «Трансагросервис», ООО «Сатурн» и ООО «Инвестагропродукт».  Первое ценовое предложение ООО «Регион Сервис» подало в размере 1,94 млн. руб. (-5% к НМЦК), а последнее ценовое предложение в размере 1,33 млн. руб. (-31,8%). Первое ценовое предложение ООО «Сатурн» подало в размере 1,92 млн. руб. (-1,5%), а последнее ценовое предложение в размере 1,34 млн. руб. (-31,3%). В дополнительные 10 минут ООО «АПГ «Трансагросервис» подало единственное ценовое предложение в размере 1,62 млн. руб. (-17%). Таким образом, 1 место на аукционе заняло ООО «Регион Сервис», 2 место — ООО «Сатурн», 3 место — ООО «АПГ «Трансагросервис».
При рассмотрении вторых частей заявок заявка ООО «Регион Сервис» была признана не соответствующей требованиям аукционной документации в связи с наличием организации в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Победителем аукциона было признано ООО «Сатурн», подавшее наименьшее ценовое предложение. Однако, госзаказчиком ФКУ «ИК-14 УФСИН России по Новосибирской области» был подписан протокол об отказе от заключения контракта с ООО «Сатурн» на основании п.3 ч.3 ст.9 №94-ФЗ в связи с предоставлением организацией заведомо ложных сведений: ООО «Сатурн» было включено в РНП. В результате госконтракт был заключен с ООО «АПГ «Трансагросервис», которое заняло 3 место на аукционе с ценой контракта 1,62 млн. руб.. Впоследствии контракт был исполнен, указанная сумма организации выплачена полностью.
Учитывая изложенное, ФАС сделала вывод о том, что в действиях вышеуказанных юрлиц в ходе аукциона усматривались признаки картеля, целью которого является отказ от конкуренции между участниками торгов, поддержание цены контракта и обеспечение победы на аукционе заранее определенному участнику соглашения, что запрещается п.2 ч.1 ст.11 ФЗ 135-ФЗ. Судом установлено, что данные выводы антимонопольного органа являются правомерными и обоснованными, дополнительно подтверждены вступившим в законную силу решением. Вместе с тем, в ходе административного производства ФАС не установила и не доказала факт того, что ООО «Сатурн» является организатором ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий.
В результате суд, с учетом презумпции доказывания и положений ч.ч. 2, 3, 4 ст.1.5 КоАП РФ, исходит из того, что ООО «Сатурн» как лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашений, что, в силу п.1 примечания 3 к ст.14.32 КоАП РФ, также подлежит учету как обстоятельство, смягчающее административную ответственность. Таким образом, сумма штрафа, подлежащая наложению на ООО «Сатурн», должна составить 390 тыс. руб. Учитывая, что ранее ООО АПГ «Трансагросервис» не привлекалось к административной ответственности за нарушение требований ст. 11 135-ФЗ, суд в силу норм ст. 4.2 КоАП считает указанное обстоятельство смягчающим административную ответственность. В связи с этим суд принял решение снизить размер штрафа в 2 раза до 195 тыс. руб. (Дела № А35-11532/2015 и № А35-1502/2016)

Отметим, что ФАС выявила целую серию сговоров на торгах, в которых участвовало ООО «Сатурн». Это торги по закупке зерна исправительными колониями. Как правило, они относятся к мелким закупкам. В целом, 3/4 дел ФАС по нарушениям на торгах возбуждены в отношении мелких закупок. Экономический эффект от пресечения нарушений по которым зачастую не покрывает бюджетных и судебных издержек на ведение дел. А крупные закупки с очевидными нарушениями зачастую остаются без внимания ФАС. Более того, пшеница является биржевым товаром, и государству логичнее и дешевле было бы закупать ее на бирже. Но руководитель ФАС Игорь Артемьев в свое время костьми лег, чтобы не допустить в госзаказ биржевую торговлю, конкурентные переговоры и другие эффективные способы закупок. В результате имитации конкуренции на электронных торговых площадках и имитации бурной деятельности ФАС по пресечению картелей Россия для госнужд даже ГСМ и пшеницу покупает по ценам выше биржевых.