Безымянный

17 Арбитражный апелляционный Суд изменил постановление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о наложении штрафа на МУП «ИжГорЭлектроТранс». Однако само решение ФАС суд оставил в силе. Началось с того, что в ФАС поступила жалоба ООО «Издательство «День» на действия МУП «ИжГорЭлектроТранс» и должностных лиц Администрации г. Ижевска, по факту осуществления закупки трамвайных вагонов КТ4Д чешского производства у единственного поставщика «Wilhelm Schock Ost-West e.K.».

ФАС возбудила дело в отношении МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска по признакам нарушения ч.4 ст.11 135-ФЗ («иные» соглашения), выразившегося в заключении между указанными хозсубъектами соглашения, которое повлекло или могло повлечь ограничение конкуренции на рынке реализации трамвайных вагонов. Регулятор наложил штраф на МУП в размере 1,4 млн. руб. В октябре 2013 г. в МУП «ИжГЭТ» было направлено коммерческое предложение от «Wilhelm Schock Ost-West е.К.», которым потенциальный поставщик предлагает осуществить поставку трамвайных вагонов КТ4Д по цене 63,5 тыс. евро за единицу. В плане закупок МУП «ИжГЭТ» отсутствует указание на закупку трамвайных вагонов КТ4Д. В декабре 2013 г. было отправлено повторное коммерческое предложение, и после проведения соответствующих переговоров цена была снижена до 54,7 тыс. евро за единицу техники. Также установлено, что между МУП «ИжГЭТ» и ООО «Бонус-Инжиниринг» заключены договоры на покраску капитально отремонтированных 10 кузовов вагона КТ4Д. При этом на момент заключения данных договоров в парке подвижного состава МУП «ИжГЭТ» отсутствовали капитально отремонтированные кузова вагона КТ4Д. Заключение указанных договоров подтверждают, по мнению ФАС, факт совершения действий МУП «ИжГЭТ», направленных на реализацию достигнутой договоренности с «Wilhelm Schock Ost-West е.К.» о приобретении трамвайных вагонов, а именно, только КТ4Д, закупка которых не обусловлена какими-либо техническими характеристиками трамвайных вагонов и потребностью МУПа. В январе 2014 года руководителем МУПа в положение о закупке товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд «ИжГЭТ» внесены изменения, а именно: «закупка товаров (работ, услуг) по внешнеэкономическим сделкам». Таким образом, по мнению ФАС, МУП «ИжГЭТ» создал условия для реализации достигнутой договоренности с «Wilhelm Schock Ost-West е.К.» о поставке 10 трамвайных вагонов без проведения конкурентных процедур.

На момент сделки с господином Вильгельмом Шоком из числящихся на балансе предприятия 219 единиц трамвайного подвижного состава ежедневно на линию выводилось всего 127 единиц. 92 единицы или 42% (!) подвижного состава трамваев МУП «ИжГЭТ» находилось в резерве. Топорно как-то всё вышло. Руководству пришлось срочно избавляться от «лишних» вагонов. В результате количество находящихся в резерве (то есть бывших на ходу, на плановом ремонте или на техническом обслуживании) трамваев с 92 единиц к октябрю 2014-го сократилось до 15-18 единиц. По некоторым данным, с разобранных трамваев предварительно были сняты и вынесены через проходную предприятия детали из цветного металла. Всего за один день – 4 февраля 2014 года, а точнее за несколько минут этого дня (!) – была проведена вся конкурсная процедура по закупке трамваев из-за границы. С момента опубликования извещения до перевода закупки на этап «Размещение завершено» прошло всего 43 минуты. В 14 час. 38 мин. на официальном сайте госзакупок появилось извещение о проведении заказчиком МУП «ИжГорЭлектроТранс» закупки подвижного состава — 10 трамвайных вагонов, тип КТ4Д (б/у). В это же время с точностью до минуты — в 14 час. 38 мин., судя по всему, подача заявок была окончена, так как закупка была переведена на этап «Работа комиссии», что является грубым нарушением 223-ФЗ. Согласно ч. 2. ст. 3 223-ФЗ, извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее, чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Через 31 минуту – в 15 час. 09 мин. уже было опубликовано решение закупочной комиссии. В итоге за десять трамваев МУП «ИжГЭТ» перечислило на счет фирмы «Wilhelm Schock Ost-West e.K» вовсе не 26 млн. – такая НМЦК за закупку 10 трамвайных вагонов выставлена на официальном сайте госзакупок, а 27,3 млн. В этот же день 4 февраля был подписан договор купли-продажи. Сведения о договоре были опубликованы на сайте госзакупок также 4 февраля – в 15 часов 27 минут. Самое интересное, что вопрос с отгрузкой и перевозкой еще не найденных и не купленных трамвайных вагонов был решен предприятием вообще за день до опубликования извещения о проведении закупки (!). 3 февраля 2014 года в Нижнем Новгороде предприятие заключило два договора с ОАО «РЖД» по выполнению обязательств на оказание услуг транспортно-экспедиционного обслуживания и на оказание услуг по перевозке грузов (вагонов).

Суд посчитал обоснованным вывод ФАС, что мониторинг цен на трамвайные вагоны осуществлен относительно товара не бывшего в употреблении, при этом, единственное коммерческое предложение, исследованное в отношении товара бывшего в употреблении, не может свидетельствовать об отсутствии на соответствующем рынке хозсубъектов, реализующих трамвайные вагоны по более низкой цене. Так как окончательное ценовое предложение при проведении конкурентных процедур достигается непосредственно в результате состязательности между хозсубъектами. Довод МУП, что переговоры между ним и «Wilhelm Schock Ost West е.К.»  осуществлялись до начала действия 223-ФЗ в отношении муниципальных унитарных предприятий, а действия, связанные с заключением указанного договора совершены в соответствии с требованиями 223-ФЗ, судом не приняты. Действия по реализации достигнутого соглашения в правовом поле осуществлены МУП в период, когда действие 223-ФЗ распространялось на осуществление закупок муниципальными унитарными предприятиями. При этом суд посчитал, что назначенное МУПу административное наказание в виде штрафа на сумму 1,4 млн. руб. не соответствует характеру совершенного правонарушения, и может повлечь избыточное ограничение прав МУП «ИжГЭТ». С учетом конкретных обстоятельств дела и в целях индивидуализации административной ответственности и назначения соразмерного административного наказания, штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера, т.е. до 500 тыс. руб. (Дело № А71-4829/2016)

Как показывает анализ, власти Ижевска закупили в Германии металлолом по цене новых трамваев, а продавцом выступил предприниматель-перекупщик из Германии Вильгельм Шок. Так понравившиеся ижевским чиновникам трамвайные вагоны чешского производства 1980-х годов выпуска в Берлине, где они отслужили свой срок, списали в металлолом. Трамваи были признаны отслужившими свой век – отметка пробега достигла предела, и дальнейшая их эксплуатация по европейским стандартам означала прямую угрозу для безопасности пассажиров.

Руководитель «Wilhelm Schock Ost-West e.K.» Вильгельм Шок – потомок депортированных в годы войны на территорию Советского Союза немцев, уроженец Казахстана, в 1990-е годы эмигрировавший в Германию. По некоторым сведениям, до возвращения на историческую родину г-н Шок трудился главным инженером в трамвайно-троллейбусном предприятии Алма-Аты либо Караганды. По данным органов статистики ФРГ, компания «Wilhelm Schok Ost-West e.К.» зарегистрирована по домашнему адресу г-на Шока, отдельного офиса не имеет. В фирме числится один сотрудник – сам г-н Шок, ее руководитель. Оборот «Wilhelm Schock Ost-West e.K»» за 2009 год составил 505 тыс. евро. На счету компании Шока более 300 трамваев и троллейбусов, проданных по плавающим расценкам в Россию, Украину, Казахстан и другие страны СНГ и Восточной Европы.

Невольно ФАС наказала МУП Ижевска за покупку иностранной техники. Дело в том, что производство трамваев — та отрасль, где, во-первых, существует как минимум несколько отечественных производителей (из гг. Усть-Катав, С-Петербург), которые производят вполне конкурентоспособный продукт, отвечающий современным стандартам (низкопольные малодушные вагоны с мягким ходом). Жители многих российских городов уже успели оценить качество новых российских трамваев. В этих условиях отдавать внутренний рынок, тем более закупок государственных или муниципальных предприятий иностранным поставщикам нецелесообразно. Рассмотренное дело в очередной раз показало системные изъяны российского госзаказа. Вместо прямых договоров с заводами-производителями качественной отечественной техники устраивается видимость конкуренции между посредниками, поставляющими иностранный товар, да еще и списанный, бывший в употреблении.

При этом запрет на закупку трамваев иностранного производства был установлен Постановлением Правительства от 14.07.2014 N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» только 01 января 2015 года в рамках политики импортозамещения в системе госзакупок по 44-ФЗ.