18664494_1938342966384721_2439424345463412161_n

Решением конкурсной комиссии ПАО «Аэрофлот» ООО «Сантел» признано поставщиком топлива для воздушных судов авиакомпании и авиакомпаний-партнеров в аэропорту Шереметьево в период с 01.01.2015 по 31.12.2015. Наряду с ООО «Сантел», поставщиком топлива также признано структура «Роснефти» — ООО «РН-Аэро». В целях обеспечения своих обязательств ООО «Сантел» направило в адрес ЗАО «ТЗК Шереметьево» заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах. Однако ЗАО «ТЗК Шереметьево» отказало в подтверждении заявки, указав, что она не соответствует требованиям. ООО «Сантел» повторно направило в адрес ЗАО «ТЗК Шереметьево» заявку, оформив её по образцу ранее одобренной заявки ООО «РН-Аэро».
В итоге, в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба ООО «Сантел» на отказ в принятии заявки на оказание услуг в аэропорту. Регулятор выдал ЗАО ТЗК «Шереметьево» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий и указал на необходимость заключить указанные договоры с ООО «Сантел» в срок до 20.08.2015. На что аэропорт попросил сначала продлить исполнение предписания, а потом заявил об об отсутствии у ЗАО ТЗК «Шереметьево» технической возможности удовлетворить заявку ООО «Сантел».
Тогда ФАС возбудила дело в отношении аэропорта Шереметьево по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ путем уклонения от заключения с ООО «Сантел» договора об оказании услуг по заправке воздушных судов авиатопливом и договора по хранению нефтепродуктов. Анализ товарных рынков услуг хранения авиационного топлива и услуг обеспечения заправки воздушных судов авиатопливом показал, что в международном аэропорту «Шереметьево» услугу по хранению авиатоплива оказывает единственный хозсубъект — ЗАО «ТЗК Шереметьево», а услугу по обеспечению заправки воздушных судов авиатопливом: ООО «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» и ЗАО «ТЗК Шереметьево». Регулятор наложил штраф в размере 49,5 млн. руб. Согласно п. 5 Правил недискриминационного доступа лицо, которое намерено заключить договор об оказании услуг, направляет оператору в письменной форме соответствующую заявку. Форма заявки и содержание информации, указываемой в заявке, утверждаются Минтрансом России. Однако приказ Минтранса не содержит исчерпывающих инструкций по заполнению форм заявок, что позволяет оператору самостоятельно определять требования к содержанию формы заявок.
Тем не менее, суд пришел к выводу о необоснованности доводов аэропорта о том, что обе заявки ООО «Сантел» не соответствовали требованиям пп. 31, 33 Правил недискриминационного доступа, согласно которым топливное обеспечение воздушных судов в аэропортах осуществляется в соответствии с договорами, предусматривающими обеспечение заправки воздушных судов. Вопреки доводам аэропорта, к заявке ООО «Сантел» была приложена копия договора, заключенного между ООО «Сантел» и ПАО «Аэрофлот».
Из положений указанного договора следует, что в части взаиморасчетов он действует до полного их завершения и, считается продленным на следующий календарный год, если не позднее чем за 10 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит об отказе от продления договора. Поскольку, ПАО «Аэрофлот» известило ЗАО «ТЗК Шереметьево», о том, что договор является действующим, отказ аэропорта в приеме заявки на том основании, что ООО «Сантел» не представило ЗАО «ТЗК Шереметьево», доказательств, указывающих на то, что договор является действующим, неправомерен и не основан на фактических обстоятельствах дела. Арбитражный суд Московского округа оставил решение ФАС в силе, а Арбитражный суд Московской области оставил в силе постановление о наложении штрафа. (Дела № А40-59424/2016 и № А41-5943/2017)