заправка авиатопливом22 июня 6 Арбитражный апелляционный суд поддержал Федеральную  антимонопольную службу (ФАС) в деле против ООО «Фолград». До этого первая инстанция (Арбитражный суд Хабаровского края) также признала правоту регулятора. ФАС признала ООО «Фолград» нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ — применении не установленных органом государственного регулирования тарифов (цен) на услуги хранения авиационного топлива. Привлеченный в качестве третьего лица ОАО «Хабаровский аэропорт» поддержал позицию ООО «Фолград». ООО «Фолград» осуществляет деятельность по реализации авиатоплива и оказанию услуг по хранению и заправке авиатопливом воздушных судов ваэропорту г. Николаевска-на-Амуре.

В ФАС обратилось КГУП «Хабаровские авиалинии» с жалобой на ООО «Фолград», за установление монопольно высокой цены реализации авиатоплива, оказания услуг хранения авиатоплива и обеспечения заправки воздушных судов авиатопливом в аэропорту г. Николаевска-на-Амуре в 2014 году. ФАС России решила установить доминирующее положение ООО «Фолград» на территории аэропорта г. Николаевска-на-Амуре на рынке услуг по заправке авиатоплива и рынке услуг по хранению авиатоплива за 2013 г. и 9 месяцев 2014 г. Не оспаривая фактически обстоятельства, установленные ФАС, ООО «Фолград» указывает, что применяемые им цены не являлись монопольно высокими; расходы, включенные в цены услуг, являлись обоснованными и необходимыми; цены на услуги не превышали сумму необходимых для реализации услуг расходов и прибыли. ООО «Фолград», также полагает, что оно не ущемляло интересов других лиц; прекращение авиатопливообеспечения в аэропорту г. Николаевска-на- Амуре по причине отсутствия утвержденных тарифов, повлекло бы значительные имущественные потери авиаперевозчиков, которые были вынуждены полностью прекратить авиаперелеты, поскольку ООО «Фолград» являлось единственной организацией, осуществляющей авиатопливообеспечение в аэропорту г. Николаевска-на-Амуре.

По мнению ФАС, с момента включения ООО «Фолград» в реестр субъектов естественных монополий, т.е. с 01.08.2014, его деятельность подпадает под госрегулирование, и у ООО «Фолград» возникла обязанность осуществлять деятельность по оказанию услуг хранения авиатоплива и услуг по обеспечению заправки воздушных судов — по тарифам, установленным органом госрегулирования. ООО «Фолград» же не обращалось в Комитет по ценам и тарифам Хабаровского края; тарифы ему были установлены лишь 20.05.2015 постановлением Комитета по ценам и тарифам № 30-ц.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 01.08.2014 № 1207-т в отношении ООО «Фолград» введено госрегулирование деятельности в сфере оказания услуг в аэропортах, на территории аэропорта г. Николаевска-на-Амуре. Кроме этого, ООО «Фолград» включено в реестр естественных монополий на транспорте в раздел II «Услуги аэропортов», под регистрационным номером № 27/2/9. Таким образом, по мнению ФАС, с момента включения ООО «Фолград» в указанный реестр, у него возникла обязанность осуществлять деятельность по обеспечению заправки воздушных судов авиатопливом и по хранению авиатоплива на основании тарифов, установленных органом госрегулирования.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края от 20.05.2015 № 30-Ц установлены максимальные аэропортовые тарифы за обслуживание воздушных судов, пользующихся услугами ООО «Фолград». Тариф за обеспечение заправки воздушных судов авиатопливом установлен в размере 6220,51 руб./т; тариф за хранение авиатоплива установлен в размере 6693,36 руб./т. Между тем, ООО «Фолград»  применялись более высокие тарифы: 6840,4 руб./т и 7582,40 руб./т соответственно. С учетом изложенного, суд признал решение  ФАС законным. (Дело № А73-1376/2016)