1466173453_4bc32a0a5e07a92e2055840f942e6d72.i750x498x529

Арбитражный суд города Москвы удовлетворил иск Министерства ЖКХ и энергетики Самарской области к Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Министерство подало в суд иск к ФАС в связи с повышением тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО «Самарские коммунальные системы». Приказом Министерства от 22.11.2014 № 385 «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «СКС» установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на долгосрочный период регулирования 2015 – 2021 гг. В конце 2014 года между Министерством, Администрацией городского округа Самара и ООО «СКС» было заключено трехстороннее соглашение об осуществлении ООО «СКС» регулируемой деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения. ООО «СКС» на момент подписания соглашения было ознакомлено с расчетом тарифов и не оспаривало их. 30.04.2015 от ООО «СКС» в Министерство поступили заявления на корректировку необходимой валовой выручки и тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2016 год.

Министерством по результатам рассмотрения заявления и обосновывающих материалов ООО «СКС» было открыто дело по корректировке тарифов, сформировано экспертное заключение и проведена корректировка тарифов. При этом рост тарифов для населения на 2016 год по водоснабжению составил 108,3%, по водоотведению — 111%. В связи с несогласием с принятым решением ООО «СКС» обратилось в ФАС с жалобой на разногласия. По результатам проведенного ФАС анализа приказа Министерства от 22.11.2014 № 385 в отношении регулирования ООО «СКС», нарушений действующего законодательства не установлено, замечаний в адрес Министерства не направлено. Однако, по результатам рассмотрения разногласий приказами ФАС Министерству было предписано в срок до 01.09.2016 произвести корректировку необходимой валовой выручки и тарифов ООО «СКС» на питьевую воду и водоотведение на 2016 год.

При вынесении оспариваемых приказов, ФАС руководствовалась основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О госрегулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ от 27.12.2013 № 1746-э. Вместе с тем, суд полагает, что указанные приказы ФАС не соответствуют требованиям ч. 2 ст. 3 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 157.1 ЖК РФ, а также положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ», устанавливающих приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, а также достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, и их абонентов. Оспариваемыми приказами ФАС признала Министерство нарушившим п. 15, 29, 41, 44, 49, 65, 77, 78, 78 (1), 80, 95 Основ ценообразования и п. 4, 5, 28 Методических указаний.

Суд согласился с выводом Министерства о том, что в связи с отсутствием предшествующего долгосрочного периода регулирования показатели не учитываются, поскольку отсутствуют фактические параметры, определенные по правилам метода индексации. Следовательно, необходимая валовая выручка для корректировки тарифов на 2016 год на питьевую воду и водоотведение численно равна значениям, определенным на 2016 год до начала долгосрочного периода регулирования.

Предложений по корректировки величины по статьям «Экономически обоснованные расходы за 2014 год», «Операционные расходы», а также в части изменения размера амортизационных отчислений ООО «СКС» Министерству не вносило, соответствующие документы в материалы тарифного дела представляло. В связи с чем, суд полагает, что у ФАС отсутствовали основания для рассмотрения разногласий в указанной части по документам, представленным ООО «СКС» и которые не были предметом рассмотрения Министерства. Суд также соглашается с доводами Министерства о том, что ФАС необоснованно признала его нарушившим п. 41 и 95 Основ ценообразования, поскольку состав административных расходов (п.41) причиной разногласий не являлся, а п. 95 устанавливает порядок определения размера ставки платы за содержание мощности двухставочного тарифа присоединенной нагрузки, в то время как для ООО «СКС» устанавливаются одноставочные тарифы. Таким образом, суд считает, что тариф должен быть установлен в таком размере, чтобы рассчитанная исходя из данного тарифа плата граждан за коммунальные услуги, не превышала предельные индексы, утвержденные на 2016 год в размере 4,8%.

Исполнение приказов ФАС Министерству предписано включить в необходимую валовую выручку ООО «СКС» дополнительно по водоснабжению 148 млн. руб., по водоотведению ‒ 81 млн. руб. Кроме того, предписано снизить расчетный полезный отпуск воды и объема отводимых сточных вод. Вместе с тем, указанные факторы ведут к росту тарифов на водоснабжение и водоотведение ООО «СКС» для всех групп потребителей, в том числе рост тарифов для населения по отношению к декабрю 2015 года составит 128,5% на питьевую воду и 134,1% на водоотведение. Таким образом, расчетные тарифы ООО «СКС» с учетом предписаний ФАС должны составлять с 01.09.2016 на питьевую воду 29,21 руб./м3, на водоотведение ‒ 13,65 руб./м3. Установление вышеуказанных тарифов привело бы к приросту суммы выручки по плате граждан за коммунальные услуги относительно августа 2016 года, и за сентябрь 2016 года он составил бы 52 млн. руб., тогда совокупная выручка за сентябрь 2016 года будет равна 4,5 млрд. руб.

Следовательно, индекс изменения размера вносимой гражданами платы по итогам сентября 2016 года составит 5,4%. Однако правовые основания для превышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за ЖКУ никакими нормативными правовыми актами не предусмотрены. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что приказы ФАС не соответствуют нормам права и нарушают права и законные интересы Министерства, предписывая осуществить тарифное регулирование в нарушение требований Постановлению Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 и ст. 157.1 ЖК РФ. (Дело № А40-197007/2016)

Напомним, что в прошлом году тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение повышались дважды, вопреки обычному порядку вещей. С 1 июля они увеличились планово. А с 1 октября — по отдельным приказам ФАС, утвержденным после того, как в антимонопольную службу обратилось ООО «СКС». В итоге на 1,54 рубля увеличилась стоимость кубометра холодной воды — до 26,17 рубля. Водоотведение подорожало на 2,07 рубля и составило 13,4 рубля за куб.

Отметим, что руководитель ФАС Игорь Артемьев, который после упразднения ФСТ и Рособоронзаказа получил, по сути, беспрецедентные возможности влиять на доходы и расходы госсектора, в сентябре 2015 года сделал первое программное заявление от лица мегарегулятора. Заявления главы ФАС оказались беспрецедентно резкими, и особенно досталось монополиям — за тарифы и расходы. По его мнению, тарифную политику нужно проводить значительно более требовательно и более строго, нежели это делалось раньше. Тарифы монополий должны формироваться по принципу «инфляция минус» (рост медленнее инфляции). «Уровень глубины (минуса) зависит от того, как сами компании напишут программы давления на издержки, и есть ли вообще мысль какая-нибудь в том, что они будут предлагать», — заявил тогда он.

К сожалению, двойные стандарты мы наблюдаем в регулировании тарифов естественных монополий. С начала 2016 года ФАС отпустила тарифы крупнейших аэропортов – московских — что уже сказалось на стоимости авиабилетов. Теперь предлагается отпустить тарифы «Газпрома» и тарифы РЖД по экспортным поставкам. И одновременно – ввести регулирование тарифов на вывоз ТБО, хотя в этом секторе занят почти исключительно малый бизнес. Либерализация тарифов на газ в условиях, когда на рынке явно доминирует одна компания, может иметь самые негативные последствия для потребителей. Даже либеральный экономист Милтон Фридмен писал, что хуже госмонополии может быть только нерегулируемая частная монополия. Рост тарифов ЖКУ, существенно опережает официально заявленные ФАС показатели. Получается, что у ФАС и тут слова расходятся с делами — на словах ФАС за ограничение роста тарифов — на деле — только способствует их росту.