пивоФедеральная антимонопольная служба (ФАС) проиграла в 3 инстанциях дело против ООО «Добрыня», возбужденное за ценовую дискриминацию (п. 6 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ), штраф 28 млн. руб. Суд решил, что антимонопольный орган, определив продуктовые границы анализируемого рынка как оптовая торговля алкогольными напитками по виду «спиртные напитки», искусственно ограничил состав компаний, действующих на товарном рынке, только торгово-закупочными организациями. Доля производителей алкогольной продукции на рынке соответствующих товаров не определялась. Ссылка ФАС на то, что производители алкогольной продукции реализовывали значительную часть произведенного ими товара через ООО «Добрыня» на основании дистрибьюторского договора, не принимается во внимание, так как данный договор не ограничивает право производителя самостоятельно осуществлять оптовые поставки алкогольной продукции. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доминирующее положение общества на оптовом рынке алкогольной продукции по виду «спиртные напитки» на территории Белгородской области не доказано.
Внимание ФАС к алкогольному рынку можно приветствовать — пивной рынок монополизирован иностранными компаниями, водочники постоянно пытаются обойти запрет на рекламу с помощью зонтичных брендов и т.д. Однако такой состав, как ценовая дискриминация все реже применяется в развитых странах, где экономисты приходят к выводу о допустимости установление различных цен компанией для разных потребителей. И качество экономического анализа, конечно, нужно повышать. (Дело № А08-9148/2014)