fas_box_artem2
На VIII Гайдаровском форуме-2017, который состоялся в Москве 12-14 января, традиционно одно из заседаний было посвящено вопросам конкуренции и антимонопольной политики. Примечательно, что впервые участниками этой дискуссии стал не только руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, но и его куратор — первый зампред Правительства РФ Игорь Шувалов. Помимо них, в дискуссии приняли участие председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, глава ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов, бывший премьер-министр Финляндии и бывший глава Nokia Эско Ахо. В зале были замечены Анатолий Чубайс и несколько губернаторов. Казалось бы, столь представительное собрание вполне способно дать оценку проводимой в стране антимонопольной политики и предложить контуры будущих изменений, тем более, что Гайдаровский форум претендует на роль ведущей экономической экспертной площадки, а в этом году его официальное название звучало как «Россия и мир: выбор приоритетов».Однако на практике все свелось к обсуждению «философских» основ конкуренции. Именитые участники пускались в пространные рассуждения, хорошо это («конкуренция») или плохо.
Глава ФАС Игорь Артемьев утешил присутствующих, заявив, что согласно индуистской мифологии проигравший в конкурентной борьбе ждет воздаяние в следующей жизни. Не знаю, может быть Артемьев, более осведомлен о практиках индуистких и тантрических культов, но большинство традиционных российских религиозных учений теорию переселения душ отвергают. Продолжал руководитель ФАС в том же духе. Его ведомство де защищает справедливость, этические нормы и нравственность. И вообще стоит на службе Добра, которое по его мнению должно быть с кулаками. Экспертами уже не раз отмечалось, что руководство ФАС склонно превращать антимонопольные законы в религиозный культ (кстати, это характерно не только для российских антимонопольщиков). И вместо стремления к оздоровлению состояния конкуренции получаем отношение к нарушителям как к еретикам.

Игорь Шувалов в очередной раз продемонстрировал, что находится в плену данных и представлений, которыми его снабжает его подчиненный Артемьев, и не хочет, по примеру разумных начальников, хотя бы время от времени пользоваться альтернативными источниками информации или проверять информацию ФАС. Свидетельством того, что Артемьев работает прекрасно, является, по мнению Шувалова, тот факт, что на него много жалуются. «Хочу, чтобы все присутствующие запомнили» — сказал Шувалов и обвел глазами зал — «Артемьев у нас на 17 месте в мире по эффективности работы». Мы уже неоднократно писали, в т.ч. и в Правительство, что ФАС делит 17-31 место из 35 стран в рейтинге частного малоизвестного английского журнала Global competition review. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Давосского экономического форума по эффективности антимонопольной политики Россия занимает 83 место из 144 стран. Причем суммарное место России – 43-е, образно говоря, ФАС тянет всю команду вниз, сыграв в 2 раза хуже, чем страна в целом. Примечательно, что Игорь Юрьевич предпочитает докладывать нам и Президенту другой рейтинг.

Шувалов также заметил, что две наиглавнейших обязанности бизнеса — платить налоги и соблюдать антимонопольное законодательство — рефрен его старой идеи о превращении ФАС в мегарегулятор по аналогии с ЦБ. Интересно, что господин Шувалов сказал бы жителям города, в котором взорвался химзавод, неукоснительно соблюдающий антимонопольное законодательство, но «забывший» о правилах промбезопасности?
Кстати, во всех странах, где конкуренция неплохо развита. антимонопольные органы не имеют никакого «мегастатуса». Более того, они, в отличие от доморощенного ФАС, находятся в подчинении или даже в структуре какого-нибудь министерства — в США — Министерства юстиции, в Германии — Минэкономики. Китай, который умудрился даже в автомобилестроении и черной металлургии создать конкуренцию десятков компаний (в то время как в остальных странах эти отрасли поделены между несколькими крупными игроками), только в 2011 г. создал антимонопольный орган с весьма скромными полномочиями.
Другой обязательный атрибут — на обоих дискуссиях, где присутствовал ФАС (конкуренция 13 января и госзакупки 14 января), в отличие от других секций Форума, не было возможности задать вопросы или озвучить реплики. Даже вышеупомянутым Чубайсу с губернаторами. Ведь не для того форумы организуются, чтобы монолог чиновников дискуссией или вопросами омрачать.

На этом фоне порадовало выступление Анатолия Аксакова. Он напомнил, что глава ФАС был противился принятию закона об иммунитетах для малого бизнеса от антимонопольного контроля. То есть всеми силами хотел сохранить коррупционную возможность называть МСП «монополистами» в границах чердака или автомойки. Это несколько подпортило усиленно создаваемый ведущим и некоторыми участниками образ Артемьева как честного и последовательного либерала.