1ff92de21b4f2675def25c6da5672b73Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает индексировать оптовые цены на газ для промышленности с 1 июля 2017 года на 4%. Об этом сообщается в имеющемся в распоряжении у газеты «Ведомости» письме ФАС от 18 марта в Минэкономразвития и Минфин, согласно которому после 2017 года цены на газ будут либерализованы и станут определяться на основе ценовых индикаторов по итогам биржевых торгов. Так, ФАС предлагает определить рост рыночных цен в 2018-2019 годах на уровне не ниже инфляции, которая, по предварительным оценкам Минэкономразвития, составит 5-5,5 %. При этом, другой представитель Минэкономразвития считает, что оптовые цены на газ в 2017-2018 годах еще будут индексироваться и максимум на 3%. Это может вновь запустить дискуссию о реформе газовой отрасли, считают эксперты. Правительство индексирует оптовые цены только на газ «Газпрома» (GAZP -1,39%), но регулируемые тарифы влияют и на независимых производителей: они ориентируются на них, предлагая скидки потребителям. В 2008-2013 годы оптовые цены на газ росли быстрее инфляции.

Пока решения о либерализации цен на газ с 2018 года еще нет: его должно принять Правительство. В 2015 году на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже торговалось примерно 7 млрд. кубометров. Чтобы создать ценовой индикатор и либерализовать цены, необходимо увеличить торговлю сырьем до 30-35 млрд. кубометров, говорил президент биржи Алексей Рыбников. При этом, по мнению замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина, этот объем можно продать уже в 2016 году. Однако, как считает источник, близкий к бирже, пока обязательств продавать определенный объем у компаний нет и увеличить объем до индикативного без «доброй воли» «Газпрома» как одного из крупнейших игроков не получится.

В ноябре 2015 года руководитель ФАС Игорь Артемьев сообщал, что служба поддерживает предложение Минэкономразвития по индексации тарифа на газ в 2016 году на уровне 2%. Минэкономразвития несколько раз меняло свою позицию по индексации тарифа: сначала — 7,5%, затем — 5,1%, потом — 2%. При этом цена на газ регулируется только для «Газпрома», независимые производители реализуют газ, как правило, по цене ниже «газпромовской».

Антимонопольная служба, поставленная защищать интересы малого бизнеса и потребителей от злоупотреблений со стороны крупных структур, всеми своими действиями демонстрирует обратный подход — преференции крупному бизнесу и преследование малого. То же самое происходит сейчас и с тарифами, регулированием которых ФАС занялась с конца прошлого года. Например, недавно ФАС предложила ввести тарифное регулирование услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) — явно конкурентного, а не «естественно-монопольного» сектора. Все больше дел и штрафов ФАС возбуждает и накладывает не на водоканалы и энергокомпании, а на пром-, сельхоз и даже научные предприятия и учреждения, называя их «естественными монополистами» в границах собственных котельных, электросетей и водокачек. Даже если компании сами построили новые водопроводные и канализационные сети, ФАС теперь требует, чтобы они обращались к чиновникам с прошением ввести для них тарифное регулирование. А в случае отсутствия такового «прошения» — дело и штраф от ФАС. Зато для настоящих и крупных естественных монополий — зеленый свет. Решение ФАС о либерализации регулирования аэропортов уже привело к негативным последствиям и росту цен. Теперь на очереди либерализация рынка газа. Уже с уверенностью можно сказать, что это решение внесет свой «вклад» в ускорение инфляции в стране и ударит как по промышленным потребителям газа, так и по населению. Кстати, по целому ряду громких дел против «Газпрома» ФАС «забыла» наложить штраф. Также руководитель ФАС Игорь Артемьев неоднократно заявлял в СМИ и обещал руководству страны, что не допустит включения в тариф для потребителей расходов на содержание футбольных клубов и прочих непрофильных статей. Разумеется, речь шла в первую очередь о «Газпроме». Теперь при либерализации цен на газ компания сможет включать в издержки все что захочет, а Артемьев опять ввел руководство страны и общественность в заблуждение.