RpA_NuZo3jkАвиакомпании, которые выполняют рейсы из крупнейших московских аэропортов Домодедово и Шереметьево, сообщили о повышении тарифов на обслуживание. В связи с инфляцией и ослаблением курса рубля аэропорты Домодедово и Шереметьево поднимают тарифы на обслуживание в среднем на 15-20%. Как утверждают представители столичных аэропортов, российские аэропортовые сборы одни из самых низких, рост тарифов не опережает инфляцию. В настоящее время сборы для российских авиакомпаний в рублях, а для зарубежных перевозчиков в долларах по более высокому тарифу. Будет ли в связи с повышением тарифов для авиакомпаний подорожание авиабилетов? У каждой авиакомпании своя ценовая политика формирования стоимости авиабилетов и процентное соотношение расходов, заложенных в цену авиабилета, отличается, но, как правило, это очень низкий процент. Источники из аэропортов и авиакомпаний прогнозируют подорожание билетов на 50 – 100 рублей. Для многих авиапассажиров — это несущественная цена по сравнению с дополнительными услугами авиакомпаний и систем бронирования, где выбор места стоит 300 – 400 рублей, а стоимость страховки начинается от 400 рублей.

Гендиректор авиакомпании «Сибирь» (входит в группу S7) Владимир Объедков уже написал письмо в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), что услуги, которые оказывает авиакомпаниям аэропорт «Домодедово», в значительной степени формируют себестоимость перевозок на рейсах авиакомпании «Сибирь». «В связи с принятым решением об отказе от применения ценового регулирования такая обязанность у аэропорта отсутствует, что привело к повышению ставок тарифов на регулируемые услуги аэропорта до 43 %».

ФАС начала проверку относительно возможного завышения тарифов выше инфляции на аэропортовые услуги в «Домодедово». Там соответствующий тариф выше, чем инфляция. Мы это, конечно, разбираем. И конечно, необоснованного повышения тарифов не допустим», — сказал руководитель ФАС Игорь Артемьев. Он также сообщил, что ФАС не собирается отказываться от дерегулирования тарифов на услуги московских аэропортов. «Мы не собираемся возвращаться обратно к регулированию Московского авиационного узла. Потому что дерегулирование — это вопрос исключительно принципиальной важности. Он способствует инвестициям и развитию всего Московского авиационного узла».

Ранее совладелец группы компаний S7 Наталия Филева сообщила, что обратилась в ФАС по поводу роста тарифов на аэропортовые услуги. По ее словам, после дерегулирования тарифов стоимость обслуживания перевозчика в «Домодедово» выросла на 20%. После этого министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что у московских аэропортов есть основания для повышения тарифов, но Минтранс и ФАС проверят обоснованность каждого конкретного решения. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин сказал, что аэропорты находятся в зоне риска, если они принимают решение о резком повышении дерегулированных тарифов. «Увеличение тарифов, если такие тарифы будут признаны монопольно высокими, либо дискриминационными, то за это можно получить существенные санкции, за нарушение антимонопольного законодательства — оборотный штраф. Вот нефтяные компании заплатили в свое время порядка 25 млрд. руб. Мы должны увидеть реакцию рынка, в первую очередь», — отметил Анатолий Голомолзин. Приказ ФАС, дерегулировавший сборы за взлет-посадку, авиабезопасность, стоянку судов и услуги аэровокзального комплекса в аэропортах Москвы, вступил в силу 21 февраля. С 21 марта ставка за авиабезопасность в аэропорту «Домодедово» составила 190 руб. (увеличение на 26 %), ставка за пользование услугами аэровокзала с 1 апреля достигла 65 руб. (увеличение на 43 %), сбор с пассажира внутренних линий увеличился на 26 %, до 180 руб., международных — на 23 %, до 200 руб., буксировка воздушного судна стала стоить на 39 % дороже — 5,1 тыс. руб.

При этом, председатель совета директоров «Международного аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев сообщает: «В Московском авиаузле дерегулирование. Я никому не должен свои тарифы доказывать, у меня проблем нет, и я могу их повысить сегодня в два раза. Но зачем это делать, когда у меня сегодня авиакомпании на ладан дышат. Я же понимаю, что пассажиры им не платят, они же от них тоже требуют дешевых тарифов. Смысл от того, что я подниму цены. «Шереметьево» и «Домодедово» — у них развитые насыщенные рынки, они поднимают тарифы. Когда авиакомпания говорит, что мне не нравится, что вы подняли тарифы в «Домодедово», приходит ко мне, у меня самые низкие тарифные ставки. Я заключу договор на пять лет на эти тарифы, но что-то никто не идет».

На 1 апреля в «Домодедово» стоимость взлета-посадки самолета составляет 230 руб. за тн. Во «Внуково» — 178 руб., в «Шереметьево» — 199 руб. При этом в аэропорту «Кольцово» (Екатеринбург) — 424,3 руб. Сбор с пассажира за пользование терминалом внутренних авиалиний в Домодедово составляет 65 руб., в «Шереметьево» — 123 руб., во «Внуково» — 48 руб. Например, вылет одного пассажира внутренних линий на самолете типа Boeing-737-800 со 140 пассажирами без заправки топливом и навигационного обслуживания в «Домодедово» может обойтись авиакомпании в 548 руб., в «Шереметьево» — 558,3 руб., во «Внуково» — 456,16 руб. Для сравнения, вылет одного пассажира из аэропорта Сочи может стоить 898,4 руб.

В связи с возникшей ситуацией, «Аэрофлот» также обратился в Правительство с просьбой разобраться в повышении цен на тарифы в аэропортах, стоимость которых в некоторых аэропортах выросла на 600%.

При этом, хочется отметить, что в последние 2 года Федеральной антимонопольной службе (ФАС) не удалось доказать правоту в споре с авиакомпаниями по поводу цен на авиабилеты экономкласса компании «Аэрофлот» по перевозке пассажиров по маршруту Ростов-на-Дону — Москва и обратно, компании «ЮтЭйр», «Сибирь» по маршруту Москва-Иркутск и обратно и ОАО «Саратовские авиалинии» на пассажирские авиаперевозки бизнес-класса по маршруту Москва-Саратов-Москва.