1a9904985ec6b673762792011ed8208920 апреля под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова состоялось заседание Правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти. В протоколе содержатся поручения по исполнению всех разделов «дорожной карты» и предусмотреть экспертные и общественные обсуждения по каждому из этих мероприятий

План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности (КНД) на 2016–2017 годы был утверждён Премьер-министром Дмитрием Медведевым 1 апреля. Этот документ систематизирует все основные направления реформирования госконтроля и надзора в стране и учитывает интересы как самих надзорных органов, так и бизнес-сообщества и непосредственно граждан. Согласно распоряжению об утверждении «дорожной карты», федеральные органы исполнительной власти, являющиеся её исполнителями и соисполнителями, должны были представить в Правительство планы-графики её реализации. Однако не все выполнили это поручение в срок. Также оценку неудовлетворительно получила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Таблица 1. Число дел, возбужденных ФАС России по основным сферам деятельности, 2003-2014 гг.

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
135-ФЗ, в т.ч.: 2269 нд 3221 4187 5068 6443 9664 11431 11276 10009 10028 9721
злоупотребление доминирующим положением 841 1008 1029 1166 1331 1639 2411 2742 3199 2582 3370 3967
соглашения и согласованные действия 54 нд 65 124 232 359 488 607 482 292 293 244
антиконкурентные действия органов власти 1216 1549 1934 2002 2250 3523 5003 6102 5763 5065 5346 4097
недобросовестная конкуренция 158 нд нд 372 448 517 687 927 1065 1132 1134 864
Госзакупки (94-ФЗ/44-ФЗ) 8626 14186 12817 17138 17626 18511 20362 16566
ФЗ «О рекламе» 2806 3508 4480 5395 5451 5238 5612 7245
ФЗ «О торговле» 152 213 163 179
КоАП 9025 12908 19688 20672 22000 25181
Всего 33162 39869 53804 55238 55921 61362

Россия занимает 1 место в мире и по числу «рейдов на рассвете» (внезапных проверок). ФАС не обязано уведомлять прокуратуру о проведении внеплановых проверок, что, по мнению бизнеса и экспертов, усиливает риск проведения «заказных проверок». Так, в отношении ЗАО «Аргус-СПЕКТР, чей комплекс «Стрелец-мониторинг для вызова пожарной охраны не только исключил посредников из передачи сигнала о пожаре и сэкономил бюджету свыше 20 млрд. руб. ежегодно, снизил смертность при пожарах в 14 раз, проведена внеплановая проверка с многочисленными нарушениями в форме обыска. В 2014 г. по иску ЗАО «Аргус-Спектр» Высший арбитражный, а затем и Верховный суды признали методрекомендации ФАС о проведении внеплановых проверок незаконными.

Количество дел по злоупотреблению доминирующим положением, 2012
аналогичное соотношение — по другим статьям закона 135-ФЗ

доминированиеИз широко обсуждаемых тем реформы КНД ФАС преуспела только в замене штрафов за первое нарушение предупреждением (введены по «нетяжким» составам 4-м антимонопольным пакетом с 6 января 2016 года).

Проверки*Данные в таблице представлены только по картельным внеплановым проверкам. При этом ФАС за 2014 год было проведено всего 9652 проверки. 

Риск-ориентированный подход в ФАС не вводится и в обозримом будущем, увы, введен не будет. Руководство службы по-прежнему открыто исповедует подход, согласно которому служба имеет право и должна вмешиваться буквально во все. НА практике это означает, что ФАС может возбудить дело по таким мелким поводам, цена вопроса в которых явно меньше бюджетных расходов на заседания комиссии ФАС (снести торги с ценой контракта 9 тс руб., назвать злоупотреблением доминированием отключение горячей воды на час, а картелем — просьбу одного предпринимателя другому заменить на 1 день «Газель» пока его машина в ремонте, или оштрафовать МСП за невинную шутку в рекламе). На этом фоне ФАС явно не преуспела в раскрытии крупных картелей, ущерб от которых превышает 2,5% ВВП, пресечении вытеснения с рынка небольших компаний крупными игроками (например, независимых АЗС ВИНКами). Именно внедрение риск-ориентированного подхода позволило бы отказаться от мелотемья и заняться крупными расследованиями…

И даже законопроект о наделении малого бизнеса иммунитетом от антимонопольного преследования «завис» в Госдуме. Причина — наряду с послаблениями для МСП ФАС попросила себе очередных новых полномочий по контролю за ГУПами и МУПами.

В этом же законопроекте есть норма о необходимости согласования с прокуратурой внеплановых проверок чиновниками ФАС. Но если другие контрольные ведомства уже согласовывают с прокуратурой все внеплановые проверки, то ФАС планирует такое согласование только для проверок малого бизнеса, да и то с исключениями. Без согласования, согласно законопроекту, можно будет проводить проверки малого бизнеса на предмет участия в картеле, а также если он является субъектом естественной монополии. На практике это будет выглядеть так: чиновники ничего не будут согласовывать с прокурорскими. А к любому малому бизнесу можно будет прийти внезапно, заявив, что у ФАС «подозревает наличие «признаков» картеля. Естественной монополией также может оказаться почти любой малый бизнес на том основании, что у него есть электросеть.