dljaproizvoditelej

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала законопроект «О внесении изменения в ст. 93 44-ФЗ» для совершенствования порядка подготовки проектов решения Президента РФ об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд у единственного поставщика. По этому законопроекту для утверждения единственного поставщика Президентом и Правительством по госзаказу для министерств, правительств субъектов РФ, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» необходимо будет получить согласие Минэкономразвития, Минфина и ФАС. Соответствующие предложения, с обоснованиями выбора, суммой и источниками средств на закупку, по передаче госзаказа единственному поставщику смогут делать Вице-премьеры, руководители министерств, губернаторы и главы госкорпораций, согласовывая с Минэкономразвития, Минфином и ФАС. До сегодняшнего дня ведомства такого влияния не имели. При этом этот законопроект не коснется госзакупок 19 ведомств, которые подчинены напрямую Президенту, в том числе МИД, Управление делами президента, а также заказчики по госпрограмме вооружений – ФСБ, МЧС, Росгвардия, МВД и Минобороны, в случае его прямого распоряжения. На заказчиков по госпрограмме вооружений приходится наибольший объем гособоронзаказа (ГОЗ) – 19 из 21 трлн. руб. в 2011-2020 годах. Этим ведомствам для выбора единственного поставщика необходимо будет только обосновать цену и источник финансирования. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что силовики выбирают единственных поставщиков для услуг на конкурентных рынках, таких как пошив формы или строительство жилья для военных, поставки хлеба, но новый порядок их не коснется пока. В Правительстве отмечают, что новый бюрократический порядок загрузит чиновников среднего звена, а руководителей эта волокита не коснется.

За 2016 год государство отдало единственным поставщикам госзаказов на сумму в размере 1,2 трлн. руб., из которых 40% получили статус по решению Президента и Правительства. Самые крупные 10 госзакупок 2016 года у единственного поставщика составили 313 млрд. руб., из которых 6 получил «Роскосмос», в том числе 80 млрд. руб. на строительство объектов космодрома «Восточный» и 57 млрд. руб. на создание пилотируемого транспортного корабля. Также 2 закупки были организованы Департаментом строительства города Москвы по строительству дорог на сумму 47 млрд. руб., 1 закупка досталась Управлению делами Президента по строительству зданий Верховного суда на сумму 36 млрд. руб. В июне 2016 года ПАО «Роснефть» была назначена единственным поставщиков топлива для МВД, что является одним из примеров отказа от конкуренции при наличии выбора на рынке. Прорабатывается вопрос о назначении единственных поставщиков для Минобороны для пошива формы (Военторг и БТК-групп) и поставок топлива (Роснефть, Лукойл, Совфрахт, Газпромнефть-Аэро и Агро-ТЭК). Отметим, что летом 2015 года по такой же схеме закупало топливо ГСУ СК на 21% дороже рынка. При этом в конце 2016 года Генпрокуратура предложила Правительству минимизировать число таких закупок, так как такие закупки связаны с большим числом нарушений, сопряжены с различными противоправными схемами и коррупционны. По данным генпрокуратуры число нарушений в закупках выросло на 13% и составляет 149 тыс. За 2016 год надзорное ведомство фиксировало криминальные закупки у единственных поставщиков в территориальных управлениях 6 ведомств в том числе ФСИН, МВД, МЧС, ФССП – подчиняющиеся напрямую Президенту, а также в ФНС, Россельхознадзоре и региональных администрациях.

Заказчики стремятся «уйти» от «конкурентных» процедур и использовать закупки у единственного поставщика не по причине того, что они тотально коррумпированы, а из-за неудобств и излишних сложностей первых. Надо расширить перечень способов закупки, повысить гибкость, снять избыточный процессуальный контроль как минимум над мелкими закупками, тогда и единственный поставщик не будет таким популярным.