12362Новость о том, что руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев назвал «недальновидной» идею ужесточить регулирование торговли и усилить контроль ФАС в этой сфере (с таким предложением выступил Президент Владимир Путин в ходе прямой линии 14 апреля 2016), получила резонанс в СМИ и буквально взорвала интернет. Более того, Артемьев даже потребовал целиком изъять у ФАС функцию по регулированию торговли. По его мнению, ФАС должна «концентрироваться на регулировании деятельности крупных компаний, а не кошмарить малый бизнес». «Либо мы занимаемся крупными компаниями и стратегией, большими штрафами — это требует большого внимания. Еще госзакупками, оборонкой, еще тарифами и много чем, но тогда мы за гречкой не ходим», — добавил он. Регулирование в сфере торговли Артемьев предлагает передать в ведение Роспотребнадзора. На этот демарш уже отреагировал вице-премьер Аркадий Дворкович, который подчеркнул необходимость выполнения поручения Президента: «главное изменение в (правительственном) законопроекте — это право Федеральной антимонопольной службы контролировать и применять санкции за нарушения». По его словам, такое право не пересекается с деятельностью Роспотребнадзора, так как ФАС будет регулировать и контролировать отношения между сетями и поставщиками. В подобном ключе высказался и Министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Чтобы чиновник в России добровольно, даже еще публично отказывался от новых полномочий – дело неслыханное. Однако мы считаем, что истинные причины нежелания главы ФАС заниматься торговлей лежат в другой плоскости, ведь до этого он «кошмарил» малый бизнес на всех фронтах и с большим удовольствием. Рассмотрим как это происходит в основных сферах, которые регулирует ФАС.

1. По закону «О защите конкуренции» (135-ФЗ) возникла практика антимонопольного преследования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). И это при том, что ФАС задумывался как орган, призванный защищать потребителей и малый бизнес от крупных участников рынка. Более того, предшественник ФАС до 2004 года так и назывался – Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Однако по иронии судьбы на практике происходит ровно наоборот — по некоторым оценкам до 80% своих усилий ФАС направляет против МСП и некоммерческих организаций. Даже по самым «боевым» статьям (картель и злоупотребление доминирующим положением) доля дел МСП в 2013-14гг. составила 64% и 36% соответственно. Другими словами, называются «монополистами» — со 100% долей рынка в границах торгового центра, кинотеатра, городской площади, пекарни, чердака или стены дома, «организаторами и участниками картельных сговоров» субъекты МСП, включая индивидуальных предпринимателей, и даже ТСЖ и садовые некоммерческие товарищества.

Несмотря на то, что суды в 2013-2014 гг. почти половину дел ФАС против МСП признали незаконными, защита от претензий ФАС связана для малого бизнеса с немалыми финансовыми и временными затратами. Более того, зачастую такие дела ФАС ведут к устранению «неугодных» предпринимателей с рынка. ФАС использует размытые нормы антимонопольного законодательства для предъявления претензий к МСП и ТСЖ, которые ничего общего не имеют с защитой конкуренции или потребителей: схожесть цен, «сверхприбыль» в 14 тыс. руб., включение в себестоимость оплаты за Интернет. Но чаще всего ФАС банально вмешивается в хозяйственные споры, выступая на стороне недобросовестного предпринимателя, захотевшего устранить неугодного конкурента. То есть орган, призванный защищать конкуренцию, ее своими действиями устраняет.

Называть малый бизнес монополистом и наказывать его возможно только в России. В США самым маленьким из фигурантов антимонопольных дел за последние годы является компания Transitional Optical, оборот которой в 2012 г. составил около 800 млн. долл. США (около 53 млрд. руб.). В России же почти ежедневно возбуждаются дела против компаний с оборотом менее 1 млн. руб. и индивидуальных предпринимателей.

Руководитель ФАС не скрывает в своих публичных выступлениях двойных стандартов: попустительство к нарушениям со стороны крупных компаний, особенно иностранных, при запредельно жестком карательном подходе к МСП, действия которого в любой развитой стране признаются законными:

крупных иностранных компаний отечественного малого бизнеса

Федеральная антимонопольная служба может возбудить десятки дел против западных компаний, но не делает этого, чтобы не ухудшать ситуацию.

Это было правильное решение (дело «картеля батутов») нашего территориального подразделения, потому что была пресечена одна из форм мошенничества. Если вы инспектор, вы приходите на главную площадь Горно-Алтайска и видите двух работников этих батутных контор, которые во весь голос договариваются о повышении цен, а в законе это прямо запрещено, что вы будете делать?

2. Все более важной становится роль ФАС в регулировании госзаказа. Но и там положение малого бизнеса не легче. Мы проанализировали базу судебных решений ФАС России по закону «О контрактной системе…» (44-ФЗ). По оспариваемым закупкам среднее число заявленных участников составило 3,7, а допущенных к торгам — 2,8. Снижение цены в среднем составило 15,3%. При этом, согласно данным Росстата в 2014 г., в среднем по закупкам в рамках 44-ФЗ в 2014 г., число участников составило 1,8, а снижение цены — 3,8%. Таким образом, оспариваемая закупка — как правило, более конкурентная и с существенно большим снижением цены. Анализ показал, что свыше 3/4 оспариваемых закупок имеют НМЦК <10 млн. руб. Закупки такого размера по международной практике относятся к мелким закупкам (в США 150 тыс. долл., в ЕС — 150 тыс. евро). При этом, 8,5% оспариваемых закупок имеют НМЦК <100 тыс. руб., несмотря на то, что согласно 44-ФЗ этот размер установлен для мелкой закупки. Это ведет к нерациональному использованию бюджетных средств. Очевидно, что избыточный контроль за мелкими закупками оборачивается против МСП, поскольку именно им в первую очередь интересны такие закупки.

3. Хотя закон о рекламе (38-ФЗ) должно распространяться на все субъекты хоздеятельности, чрезмерное внимание ФАС к скрытым и двойным смыслам в рекламе в ущерб пресечению запрещенной рекламы, приводит к тому, что большинство дел в этой сфере также возбуждаются против МСП. Широко стали известны дела ФАС по «оскорблению хлеба (реклама такси в Костроме «если в слове хлеб сделать 5 ошибок, то получится слово «такси»), оскорблению ветеранов гражданской войны (использование образа плаката с красноармейцем «а ты записался…»), плакатом с креветкой в Хабаровске, реклама тюменской глазной клиники «Вылечим всех» и т.д.

4. Даже когда ФАС передали полномочия по регулированию гособоронзаказа (275-ФЗ), служба нашла возможность усложнить жизнь малого бизнеса. В конце июня 2015 года ФАС провела изменения в ФЗ «О гособоронзаказе.», которые по сути привели к выдавливанию малого бизнеса из этой сферы, включая второй и третий уровень кооперации. Поправки требуют от предприятий открытия отдельного специального счёта для каждого оборонного контракта по всей технологической цепочке, вплоть до производителей сырья. Подчинение коммерческого процесса удобству проверяющих структур вопреки производственной целесообразности представляется тяжким бюрократическим извращением, которое способно блокировать выполнение оборонного заказа и нанести невосполнимый вред ОПК. Ведь многие незначительные по стоимости и объёму, но совершенно необходимые для разного рода вооружений детали производятся малыми предприятиями, для которых выполнение этого требования оказывается запретительно дорогим. Они просто не могут позволить себе роскошь открывать отдельные счета по копеечным контрактам, суммы которых часто сопоставимы со стоимостью обслуживания этих счетов. В результате работа ряда малых предприятий по выполнению гособоронзаказа уже застопорилась, масштаб выполняемых работ уменьшился. Эти изменения не только приведут к уходу частного малого и среднего бизнеса из сферы гособоронзаказа, следствием чего станет рост цен, снижение качества, стимула к инновациям, но и, поскольку контроль введет за вторым и третьим уровнем кооперации, к рискам срыва гособоронзаказа крупнейшими головными исполнителями. Кстати, отраслевые специалисты уже заметили, что препоны можно обойти, если перенести производство из России за рубеж. Может быть, в этом и состояла истинная цель поправок ФАС?

5. С лета 2015 г. ФАС отвечает за регулирование тарифов естественных монополий. Та же картина двойных стандартов к малому и крупному бизнесу наблюдается и в этой сфере. В конце 2015 г. ФАС прекратила регулировать тарифы московского авиаузла — крупнейших аэропортов РФ, что уже привело к росту цен на их услуги и, по цепочке — на авиабилеты. Со следующего года отменяется регулирование тарифов на фиксированную телефонную связь для крупнейшего оператора ПАО «Ростелеком», что может само по себе и разумно. Но в то же время, вводится тарифное регулирование для вывоза твёрдых бытовых отходов (ТБО). А это — конкурентная сфера и заняты в ней почти исключительно МСП. Также в самое последнее время стало расти число дел ФАС против малых и средних промышленных, сельскохозяйственных и научных предприятий, которых регулятор называет «энергетическими» и «коммунальными» монополистами в границах собственных котельных, электрических сетей и водокачек.

Получается. что явно не из-за любви к малому бизнесу руководитель ФАС не хочет заниматься торговлей. Какова же истинная причина его демарша, граничащего с невыполнением поручения Президента? Возможно, потому, что у ФАС очень плохая статистика по судебным тяжбам с крупными сетями — служба в основном эти дела проигрывает.  Например, в 2015 году антимонопольная служба наложила ряд крупных штрафов на производителей и ритейлеров. В частности, в августе Управление ФАС в Санкт-Петербурге оштрафовало компанию «Данон Россия» (в группу входят 20 заводов) на 162,4 миллиона рублей за дискриминацию поставщиков сырого молока, но в итоге суды двух инстанций отменили решение и постановление ФАС. Либо заявления руководителя ФАС связаны с тем, что новые полномочия по торговле предполагалось использовать для защиты отечественных товаропроизводителей, а действовать в их интересах никогда не входило в планы руководства ФАС. В отличие от интересов крупных иностранных корпораций или алкогольного лобби.