regnum_picture_1474000125131482_big

Если Правительство согласует инициативу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по возобновлению госрегулирования тарифов в портах, то инвестиционная активность может резко упасть, сообщают в Петропавловск-Камчатском морском торговом порту, где проходил Совет директоров Ассоциации морских торговых портов России. Жесткое регулирование тарифов только повредит развитию конкуренции, говорят представители Ассоциации. Также отмечено, что ранее уже обсуждался этот вопрос и проведенные исследования показали отсутствие необходимости в госрегулировании тарифов. При этом в порту Петропавловск-Камчатска существуют проблемы с госрегулированием тарифов, так как порт постоянно проверяют контрольные органы, из-за отсутствия альтернативы доставки грузов на полуостров. По словам директора порта в связи с этим есть проблемы, а именно большое количество стивидорных организаций работают в порты без контроля со стороны властей, но сам порт постоянно находится под контролем ФАС и других надзорных органов. То есть толкнулись госрегулирование и недобросовестная конкуренция, которые не позволяют порту развиваться. В результате Ассоциация планирует отстаивать свою позицию по вопросу инициативы ФАС на всех уровнях. Кроме Ассоциации инициативу ФАС не поддержали Росморречфлот, большинство стивидоров, Минтранс и Минэкономразвития. Позиция Минтранса вошла в доработанную версию доклада ФАС от 4 августа «О состоянии конкуренции в РФ». Минэкономразвития считает, что возврат госрегулирования сократит налоговые поступления, не снизит плату грузоотправителей, а также не приведет к развитию конкуренции.

В августе ФАС опубликовала на сайте regulation.gov.ru проект Постановления Правительства по правилам недискриминационного доступа к услугам портов и транспортных терминалов, который внесет перевалку грузов в услуги естественных монополий. В результате это позволит вернуть тарифы в портах.

Также отметим, что на следующей неделе, а именно 19 сентября, ФАС проведет совещание по тарифам в портах, которое станет «последним предупреждением» для стивидоров. Подобная позиция ФАС поддержана «ОПОРОЙ России», так как организация считает, что регулирование тарифов для стивидоров положительно скажется на экономике страны.

Ситуация с возвращением госрегулирования тарифов в портах началась, когда в 2015 году на комиссии ТЭК Владимир Путин поручил разобраться с резким повышением тарифов и установление их в валюте. При этом дерегулирование в портах было начато в 2010 году еще ФСТ. Ранее регулированием тарифов в портах входило в компетенцию ФСТ, оно же устанавливало его в валюте. Но в 2013 году этот сектор был либерализован и регулирование отменено. Например, с марта 2014 года операторы морских терминалов были исключены из реестра субъектов естественных монополий через соответствующее По мнению представителей стивидоров, отмена госрегулирования тарифов в портах привела к активному развитию инфраструктуры. Например, объемы перевалки увеличились с 1992 по 2015 год в 6 раз, с учетом того, что рост также происходил и в кризисные года: 1998, 2008 и 2014. Это свидетельствует о развитой конкуренции и адекватной ценовой политике. Ограничение валютных операций противоречит ГК РФ и закону о валютном регулировании. Также член Президиума Генсовета «Деловой России», генеральный директор «Новотранс Юг» Михаил Розенфельд отмечает, что ситуация с портовыми тарифами не везде одинакова. То есть рост имеет место быть, но не во всех портах и не для всех грузов. То есть ФАС должна была провести расчет при дерегуляции рынка и смоделировать возможные варианты развития.

Если методика ФАС будет принята за основу, то это может привести к снижению выручки и налога на прибыль портов, уменьшение инвестиций в модернизацию, а также возникновение проблем с обслуживанием кредитов. Также представители стивидорских компаний говорят о наоборот снижении тарифов, например, на перевалку зерна в Азово-Черноморском бассейне с $32 в 2007 до $18 в 2016 году. Также отмена регулирования привела ке уменьшению объемов перевалки через порты Украины и Прибалтики в период с 2011 по 2015 годы со 117 до 67 млн. т. Также по данным Минтранса за 7 месяцев 2016 года рост объемов перевалки грузов в морских портах составил около 6% и составил 406 млн. т. Также стивидоры отмечают, что валютные операции удобны для всех участников, как для грузоотправителей получающих валютную прибыль, так и для иностранных судоходных компаний. По мнению эксперта, реализация товаров в национальной валюте — это хорошо, но, если бы рубль не был таким волатильным, и хороший вариант как резервная валюта. Но при этом все морские перевозки рассчитываются в долларах, отмечает он.

По мнению компаний, кто отправляет грузы, в портах отсутствует конкуренция, с учетом нестабильности курса доллара тарифы должны быть установлены в рублях, а услуги погрузочно-разгрузочных работ должны быть конкретизированы, чтобы стивидоры не плюсовали к ним дополнительные услуги, что приводит к удвоению стоимости. Также есть мнение других стивидоров, что методика не направлена на уничтожение портовой отрасли, просто методика должна быть доработана. Также Михаил Розенфельд считает, что нужно не «метаться из крайности в крайность, а прийти к эффективному решению» через диалог с экспертными, деловыми и научными кругами.