1379867734_1

На заседании президиума Совета по противодействию коррупции, под председательством руководителя Администрации Президента Антона Вайно, Министр внутренних дел Владимир Колокольцев представил самые коррумпированные направления, в которые вошли в том числе и госзакупки. При этом госзакупки наиболее подвержены коррупции среди прочих. Также прозвучали такие направления, в которых процветает коррупция — это строительство, здравоохранение, образование, наука и культура. При этом в начале 2016 года Владимир Путин потребовал принятия жестких мер по отношению к таким коррупционерам, в том числе изъятие имущества в пользу государства и пресечение любых попыток дачи взяток чиновникам, предпринимаемых на территории иностранных государств. В рейтинге «Индекс восприятия коррупции», опубликованного международным движением по противодействию коррупции Transparency International, Россия заняла 119-е место и вошла в группу стран с высоким уровнем коррупции. В этой же группе оказались Азербайджан, Сьерра-Леоне и Гайана.

При этом отметим, что ответственность за сферу госзаказа лежит на Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Получается, что ведомство не справляется с искоренением коррупции или не хочет справляться. В докладе о состоянии конкуренции в РФ за 2015 год отмечены противоречивые выводы о результатах оценки ФАС правоприменения законодательства в контрактной системе. С одной стороны, указывается о необходимости внесения изменений в контрактную систему, с другой контрактная система позволила сэкономить бюджету 145 млрд. руб. На наш взгляд, указанный размер экономии помимо того, что цифры требуют проверки, несопоставим с потерями от коррупции и картельных сговоров на торгах, значительная часть которых остается вне поля внимания ФАС. Эта ситуация сложилась вследствие того, что ФАС концентрируется на мелких нарушениях вместо крупных (3/4 усилий и возбужденных дел — по мелким закупкам), процедурных нарушениях вместо контроля за содержанием и результатом, а также отстаивает неэффективный, не имеющий аналогов в практике развитых стран примат аукционов над другими способами закупки.

ФАС предлагает максимально широко использовать аукционы в закупках для государственных и муниципальных нужд, а также закупках государственных компаний и естественных монополий. Однако использование аукционов, весьма эффективных при закупке стандартных товаров, может привести к целому ряду проблем при закупках сложных товаров, а также работа и услуг. Чрезмерное распространение, по инициативе ФАС, аукционов на услуги и сложные товары в 2006-2013 гг. привело к увеличению количества посредников, вытеснению из госзаказа конечных производителей, мошенническим схемам с бюджетными средствами, демпингу, вытеснению отечественных производителей иностранными компаниями в госзаказе, падению качества и срыву строительных работ, отравлению школьников из-за поставок некондиционного питания. Вместо расширения использования электронных аукционов целесообразно изучить целесообразность сокращения использования аукционов при закупке услуг для государственных нужд, особенно учитывая гибель школьников в Карелии. При этом, использование электронных аукционов не снижает коррупцию в госзаказе, а декларируемая экономия бюджетных средств – мнимая, и основана не на сопоставлении с рыночными ценами на аналогичные товары, а на падении цен от (зачастую) произвольно определяемой начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, исследования НИУ-ВШЭ показывают, что даже такие стандартные товары, как дизельное топливо. Бензин и персональные компьютеры для госнужд на аукционах покупаются оптом по ценам выше рыночных розничных. Данные факты остаются без внимания ФАС. Снизить коррупцию и повысить эффективность госзаказа целесообразно не путем возвращения к аукционам, а путем смещения акцентов контроля с процедуры на их содержание, планирование и установление НМЦК, повышения роли общественного и экспертного контроля в рамках ФКС, отказа от контроля и излишнего администрирования мелких закупок[1], перевода в электронную форму всех видов торгов, включая конкурс, использования лучших бизнес-практик в госзакупках[2], ужесточения финансового контроля. Закупки на электронных аукционах составляют не более 5% в Корее и Великобритании, в остальных странах доля их еще меньше, то есть политика ФАС противоречит мировому опыту.

Также отметим, что ФАС, осуществляющая контроль над процедурой закупок в рамках 44-ФЗ, не поддержала наши предложения освободить от контроля мелкие закупки (до 500 тыс. руб.). Мы не можем согласиться с тезисом ФАС, что при контроле за мелкими закупками защищается малый бизнес. В торгах такого размера участвуют почти исключительно субъекты малого предпринимательства (МСП), поэтому решения о выявлении нарушений и пересмотр результатов таких закупок принимаются де-факто в интересах одних МСП с ущемлением интересов других МСП. При этом, решения ФАС по свыше 40% оспариваемых закупок отменяются судами, что является высоким для решений органа государственной власти показателем. Перед ФАС стоит задача повышения качества и обоснованности решений, что невозможно без концентрации на крупных нарушениях и контроле за крупными закупками при отказе от контроля за мелкими.

[1] Согласно нашим исследованиям, ¾ торгов, по которым ФАС России выявляет нарушения, относятся к мелким закупкам. При этом, отменные ФАС России торги имеют большее число участников, большее падение цен, чем в среднем по контрактной системе. Другими словами, контроль ФАС России за госзакупками в целом характеризуется отрицательной, а не положительной селекцией.

[2] Принцип 60:40 (60% заказа отдается участнику, занявшему 1 место, 40% — занявшему 2 место), переторжка, конкурентные переговоры (под видеозапись во избежание коррупции) и т.д.