02122015_10

Вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минфину, минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Федеральному казначейству подготовить доклад Президенту о назначении «РТ-проектные технологии» (структура «Ростеха») разработчиком Единой информационной системы (ЕИС) закупок. Цены госконтракта пока нет, ее должны предложить ведомства. ЕИС введена в эксплуатацию с 2016 года и является крупнейшей IT-системой с данными обо всех госзакупках, закупках госкомпаний и естественных монополий. На сегодняшний день за ее работу отвечает ООО «Ланит», а за техническую и операторскую поддержки ее дочки «Онланта» и «Систематика». Вся система использует иностранное оборпудование и программы, что влечет за собой риски в работе, поэтому по мнению Минэкономразвития необходимо заменить ПО на российское. Компаниями готовыми исполнить такой заказ являются «Ланит», Cognitive Technologies, IT-интегратор IBS и «Крок». Напомним, что ГК «Ростех» предлагал создать систему заново на основе ГЧП, для минимизации трат бюджетных средств и экономя таким образом 1 трлн. руб. после создания Ростехом каталога. Для окупаемости предлагалось добавить дополнительные платные сервисы, но для оформления концессионного соглашения необходимо внести поправки в законодательство. гендиректор ГК «Ростех» Сергей Чемезов предложил назначить единственным поставщиком одну из компаний, входящих в госкорпорацию.

Отметим, что закупка у единственного поставщика постоянно критикуется и Президентом, и Правительством, но в 2015 году 44% закупок у единственного поставщика были определены соответствующими решениями Президента и Правительства. Минфин уже согласился с предложением о назначении дочки «Ростеха» учитывая важность бесперебойной работы системы. По мнению специалистов для создания новой системы с нуля и переноса всей информации необходимо будет выделить 1 млрд. руб. Также отмечается, что отказ от конкурса и реализация закупки у единственного поставщика дает неверный сигнал рынку, так как госзаказ является основным двигателем роста IT сферы.

Власти по-прежнему заняты тем, что решают кто контролирует процесс, и хотят до бесконечности совершенствовать информационную систему. Между тем, проблемы контроля госзаказа намного шире. В России создана, по признанию Руководителя ФАС России Игоря Артемьева, уникальная система госзакупок, не имеющая аналогов в мире. Она характеризуется наличием жесткого процессуального контроля в ущерб контролю за результатами и финансовому контролю. Сложившаяся система создает избыточные трудности и барьеры для добросовестных заказчиков и добросовестных поставщиков. Ошибочной, на наш взгляд, была сама концепция с презумпцией виновности (коррупционности) заказчика и упором развитие конкуренции везде и любой ценой. На практике коррупция в госзаказе не снизилась, а по мнению некоторых экспертов, даже возросла. И хотя имитация конкуренции приобрела массовый характер, очевидно ощущается ее недостаток. Суть предлагаемых нами изменений заключается в следующем. В рамках риск-ориентированного подхода необходимо сместить акценты с (мелочного) процедурного контроля на контроль за результатами закупок, а также финансовый контроль. В Государство должно сконцентрировать усилия на максимальном приближении госзакупок к лучшим закупочным практикам частного сектора, а законодательство о госзакупках должно быть максимально приближено к гражданскому. Вместо презумпции виновности заказчика либо поставщика должен быть провозглашен принцип партнерства, характерный для Федеральной контрактной системы США. На наш взгляд, только такая модель позволит усилить реальную, а не мнимую конкуренцию и снизит коррупционные риски. В настоящее время ¾ усилий ФАС России тратит на мелкие по международным меркам закупки. Сложилась система отрицательной селекции, т.к. ФАС России предъявляет претензии к закупкам с большим числом участников и падением цены, чем в среднем по 44-ФЗ. Использование электронных аукционов не снижает коррупцию в госзаказе. Аукцион – способ закупки, наилучшим образом подходящий для стандартных товаров. в России широко используется для закупки услуг и сложных товаров. При этом за рубежом закупки на аукционах составляют не более 5% в Корее и Великобритании, в остальных странах доля их еще меньше. В этой связи целесообразно не возвращаться к практике отмененного 94-ФЗ, расширяя использование аукционов, а завершить перевод других способов закупки в электронную форму. Чрезмерное его распространение, по инициативе ФАС России, на услуги и сложные товары в 2006-2013 гг. привело к увеличению количества посредников, вытеснению из госзаказа конечных производителей, мошенническим схемам с бюджетными средствами, демпингу, вытеснению отечественных производителей иностранными компаниями в госзаказе, падению качества и срыву строительных работ, отравлению школьников из-за поставок некондиционного питания. Декларируемая экономия бюджетных средств – мнимая, и основана не на сопоставлении с рыночными ценами на аналогичные товары, а на падении цен от (зачастую) произвольно определяемой начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, исследования НИУ-ВШЭ показывают, что даже такие стандартные товары, как дизельное топливо. Бензин и персональные компьютеры для госнужд на аукционах покупаются оптом по ценам выше рыночных розничных. Данные факты остаются без внимания ФАС России.