Безымянный14 июня Госдума приняла «Антикризисный законопроект» во втором и третьем чтениях. Документ был внесен в Госдуму 18 июня 2015 года в рамках реализации п. 25 плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности,  а также на основании поручений Президента Владимира Путина, по итогам заседания Госсовета 7 апреля 2015 года, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства. Законопроект предусматривает снижение антимонопольного контроля в отношении малого и среднего бизнеса (МСП), не оказывающих существенного влияния на состояние конкуренции, годовая выручка которых не превышает 400 млн. руб.

Председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков отметил, что данный сегмент предпринимателей наделяется иммунитетом от признания доминирующим, от ответственности за совершение антиконкурентных соглашений (кроме картельных), от антимонопольных запретов в торговле. Одновременно законопроектом предусматривается обязательное согласование с органом прокуратуры внеплановых выездных проверок МСП (за исключения подозрения на картель). При осуществлении внеплановых выездных проверок субъектов естественных монополий, такое согласование не требуется. Также повышается порог согласования с ФАС сделок по покупке акций, прав и имущества с 250 до 400 млн. руб. По законопроекту теперь ФАС получает право обращения в суд для аннулирования результатов торгов, при условии обязательности проведения таких закупочных процедур в соответствии с законодательством РФ.

В окончательном варианте законопроекта отсутствуют поправки, связанные с введением контроля ФАС за созданием ГУПов и МУПов. По мнению антимонопольного эксперта «Деловой России» Алексея Ульянова отклонение поправок относительно контроля ФАС за созданием унитарных предприятий и принятие законопроекта – это позитивный и важный сигнал для МСП. Главное, что в законопроекте отсутствуют отрицательные нормы. Также «Деловая Россия» продолжит работу в плане распространения иммунитетов на все виды соглашений малого бизнеса, исключая картельные, сообщает Ульянов.

Алексей Ульянов также отмечает положительные стороны принятого законопроекта: «Положительными аспектами «антикризисного законопроекта», являются пункт об обязательном согласовании с прокуратурой проведения внеплановых проверок малого бизнеса. Это сохраняет внезапность проверки, но отсекает заказные мероприятия. Более удачно прописаны иммунитеты по злоупотреблению доминированием. Так, больше не будет признаваться доминирующей (то есть «монополистом») компания, если ее доля на рынке меньше 35%. Малый бизнес получит иммунитет от антимонопольных статей закона о торговле, что тоже верно — этот закон писали, чтобы регулировать крупные торговые сети, а из буквального прочтения получается, что два ларька — это уже торговая сеть. Исключение сделано для субъектов естественных монополий и госкомпаний — и это разумно, ведь даже небольшая по размеру выручки сетевая компания или госструктура могут ущемлять потребителей и не допускать появления конкурентов. А вот исключение для малых компаний, если в числе их учредителей есть юрлица, представляется излишним. Гражданин не становится монополистом от того, что он учредил малый бизнес не напрямую, а через принадлежащую ему же фирму» — говорит Алексей Ульянов.