large_1Компании ПАО АНК «Башнефть» и ПАО «Лукойл» пожаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на независимые АЗС городов Челябинска и Копейска. По мнению компаний, независимые АЗС использовали их авторскую атрибутику при оформлении автозаправочных станций. При расследовании ФАС, выяснилось, что независимые АЗС использовали при внешнем оформлении элементы и цвета схожие с товарными знаками и оформлением АЗС компаний. В результате ФАС возбудила 2 дела в отношении независимых АЗС по признакам нарушения ст.14.6 135-ФЗ, выразившемся в недобросовестной конкуренции путем незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности принадлежащих конкурентам. Рассмотрение дела назначено на 21 сентября.

В Челябинске ПАО «Лукойл» имеет свои АЗС. При этом несколько лет назад компания проводила франчайзинговую кампанию, передавая управление АЗС предпринимателям. Двойников компании ПАО АНК «Башнефть» не заметить невозможно, в Челябинской области работает сеть АЗС с названием «Регион», которая является представителем «Башнефти», при этом ребрендинг проведен не был, в отличие от сетей АЗС «Оптан» и «Салават» которые были куплены компанией «Башнефть-розница». В результате независимым АЗС грозит назначение «оборотного» штрафа.

Примечательно, что на научно-практической конференции «Правовое регулирование ТЭК России» замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявлял, что только за 2011 год крупные нефтяные компании приобрели 200 небольших автозаправочных компаний, что, разумеется, повышает уровень монополизации в отрасли и ограничивает конкуренцию. Необходимо отметить, что ФАС вправе заблокировать сделку, если она ведет к ограничению конкуренции, однако за 2011 год ФАС ни разу не воспользовалась своим правом. Так что монополизация рынка нефтепродуктов и уменьшение доли «малого автозаправочного бизнеса» происходит при прямом попустительстве ФАС. Независимые АЗС несут убытки и вытесняются с рынка. Зачастую их бизнес в итоге скупается компанией монополистом.