653151961Ранее, руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявлял, что ведомство собирается заключить с Google мировое соглашение. Теперь эту информацию подтвердил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин сообщив, что только в том случае если Google готова пойти на такой вариант развития событий. При этом штраф заплатить все равно придется, но размер зависит от позиции компании и смягчающих обстоятельств. Компания подтвердила, что диалог ведется.

Заседание комиссии ФАС по рассмотрению дела об административном правонарушении для Google в очередной раз перенесено. Ранее Игорь Артемьев сообщал, что окончательный размер штрафа будет опубликован 31 мая. А до этого назывались даты 11 мая и 11 апреля. «Google не получил уведомления о времени и дате рассмотрения дела», — пояснили тогда в ФАС причину переноса. Сейчас причина переноса связана с просьбой компании в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в суде. И 9 Арбитражный апелляционный Суд отложил рассмотрение жалобы Google к ФАС на 30 июня. По словам Артемьева, размер штрафа может составить 7% от выручки за 2014 год на рынке приложений в России. Есть информация, что выручка за год у Google составляет порядка $100 млн., по версии Финама $70 млн.

На данный момент Google подала апелляционную жалобу в Суд для оспаривания решения ФАС, рассмотрение состоится в конце июня. Ранее арбитражный суд, рассматривая это дело, встал на сторону антимонопольного органа.

31 марта в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) был вызван представитель Google для участия в составлении протокола и дачи объяснений по факту нарушения. «Можем сообщить, что ФАС уже посчитала размер штрафа, который может быть наложен на Google за нарушения в РФ. С этого момента будет отчитываться двухнедельный срок, по истечении которого ФАС примет решение о размере штрафа. Цифру не озвучиваем пока она не утверждена в установленном порядке», — пояснила Елена Заева.

ФАС признала ‪Google нарушившим антимонопольное законодательство. Таким образом, ФАС прислушалась к критике «Деловой России» (в отличие от США, главным объектом преследований являлся не иностранный, а отечественный бизнес «ФАС в интересах иностранных монополий»). ФАС возбудила дело против Google в марте 2015 года. «Яндекс» жаловался, что американский конкурент вынуждает производителей мобильных устройств под управлением Android отказываться от предустановки приложений, соперничающих с продуктами самой Google, в том числе и приложений «Яндекса». Это косвенно подтверждалось тем, что сразу три производителя Android-фонов – Fly, Explay и Prestigio – почти одновременно отказались установить в своих устройствах сервисы «Яндекса».

«ФАС возбудила в отношении Google Inc. дело об административном правонарушении по ч.2 ст.14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП)». Согласно данной статье, за злоупотребление доминирующим положением на рынке операционных систем (ОС) мобильных устройств в РФ Google (владелец ОС Android) может заплатить штраф в размере от 1% до 15% своей выручки на российском рынке в 2014 году.
Google без труда заплатит штраф, уверен аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Для Google важнее, сможет ли она обойти решение ФАС и удержать статус-кво на российском рынке. Если нет, то у «Яндекса» есть шансы восстановить свою долю до уровня годичной давности (более 62%), ведь обычно люди пользуются тем поиском, который установлен на устройстве по умолчанию, считает Венгранович. Аналитики инвестбанков не раз писали в отчетах, что одна из главных угроз бизнесу «Яндекса» – потеря доли рынка, которая не замедлит отразиться и на выручке компании.

При этом хочется отметить, что экспертами отмечалась политика двойных стандартов Игоря Артемьева для небольших российских или зарубежных компаний. Неоднократное откладывание дела и назначения штрафа, призывы к мировому соглашению — все это контрастирует с политикой ФАС по отношению к отечественным компаниям. Если малый бизнес может быть обвинен в нарушении антимонопольного законодательства на одних лишь подозрениях, или одинаковых цен (на батуты в парке), то против крупного иностранного бизнеса дела И. Ю. Артемьев отказывался возбуждать дела даже при наличии доказательств или в редких случаях. Это не соответствует международному опыту, в США, например, антимонопольная политика активно используется для защиты американских компаний от иностранных конкурентов, и 87 % штрафов наложено на иностранные компании, в то время как в России эта цифра не превышает 0,5 %.