malyj-biznes-proverkaМинэкономразвития предлагает меньше вмешиваться в работу бизнеса и реже его проверять. Министерством подготовлен проект указа Президента РФ в целях установления пороговых (предельных) значений количества проводимых проверок в рамках массовых видов проверок государственного контроля (надзора), осуществляемого в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Несмотря на устанавливаемые инструменты по сокращению числа проверок в отношении субъектов предпринимательства общее количество проверок остается на высоком уровне. В качестве меры по его сокращению предлагается директивное установление пороговых (предельных) значений количества проверок, превышение которых при организации государственного контроля (надзора) в соответствующем году не допускается. Принятие указа должно привести к сокращению на 30% количества проверок включенных в ежегодный план в 2016 году, далее ежегодно — на 15%, а также количества внеплановых проверок в соответствии с установленными предельными значениями. Кроме того, в разработке находится и проект закона, который в случае принятия обеспечит включение в единый реестр проверок информации о проверках, проводимых:

  • ФАС при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства;
  • Минюстом при проведении проверок в сфере нотариата;
  • органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления (за некоторыми исключениями).

Как отмечают разработчики, «общее количество проверок остается на высоком уровне». По данным Минэкономразвития, в 2012 году было проведено 2,9 млн проверок, в 2013 году — 2,6 млн, в 2014 году — менее 2,4 млн проверок. Чтобы ускорить процесс сокращения, чиновники предлагают «директивное установление пороговых значений количества проверок». Отметим, от плановых проверок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года освобождены малые предприниматели. Расширение списка проверок, предусмотрено «дорожной картой» по контролю и надзору, утвержденной правительством в начале апреля. По данным министра Михаила Абызова, издержки от избыточных контрольно-надзорных мероприятий составляют 1,5%-7,5% ВВП, при этом в ходе проверок примерно лишь в 60% случаев выявляются реальные нарушения.

Основные контрольно-надзорные органы уже активно снижают число проверок, внедряют риск-ориентированный подход, отказавшись от проверок компаний с низким классом опасности вообще, вводят «дистанционный надзор» в режиме онлайн, заменяют штрафы предупреждениями для предпринимателей, допустивших нарушение впервые. Кроме последней нормы (предупреждения введены по большинству составов 4-м антимонопольным пакетом), ФАС пока в стороне от этого процесса. Более того, законопроект о введении иммунитетов («антикризисный законопроект») для малого бизнеса от антимонопольного контроля «завис» в Госдуме, руководство ФАС категорически не желает, в отличие от остальных контрольных ведомств, согласовывать внеплановые проверки с прокуратурой — соответствующая поправка «Деловой России» была отклонена. Согласование проверок сохраняет внезапность проверки, но отсекает заказные мероприятия. Хотя очень опасной лазейкой является оговорка, что не подлежат согласованию с прокуратурой внеплановые проверки на предмет картельных сговоров. Это дает возможность приходить с несогласованными проверками на предмет картеля, даже если его по факту нет, впоследствии возбуждая дела по иным составам нарушений. Так, к компании «Аргус-Спектр» ФАС пришла с внеплановой проверкой на предмет картеля, но дело впоследствии возбудила по вертикальным соглашениям с дилерами. Нежелание ФАС согласовывать проверки с прокуратурой выглядит странно и может свидетельствовать о недоверии к этому ведомству.

В целом, ФАС проводит несколько тысяч проверок ежегодно. По степени воздействия на бизнес внеплановые проверки антимонопольной службы не отличаются от проверок следственных органов. В соответствии с действующим законодательством проверки следственных органов требуют судебного разрешения с обязательным возбуждением перед судом ходатайства о производстве следственного действия. Указанные проверки проводятся даже без возбуждения дела в антимонопольном органе. Это создает неоправданные риски для бизнеса. Потери бизнеса, связанные с затратами на обеспечение проведения проверки ФАС России составляют по экспертным оценкам не менее 1,5 млрд. руб.