15895210_1872785486273803_9184732225820188237_n

В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба ООО «Новые облачные технологии» на действия Минстроя России при осуществлении закупок иностранного программного обеспечения (ПО) путем объединения в один предмет закупки ПО иностранного и российского происхождения. Минстрой проводил аукцион на оказание услуг по предоставлению (продлению) неисключительных прав (лицензий) на использование программного обеспечения Microsoft и программных средств антивирусной защиты с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) — 15,2 млн. руб. Для участия в аукционе было подано 3 заявки, допущены к участию 2. ООО «ГЕОКЭПИТАЛ» и ООО «Софтекс Групп». Последние подали по 1 ценовому предложению в размере 15,1 млн. руб. Минстрой признал победителем ООО «ГЕОКЭПИТАЛ».
Минстрой указал в документации об аукционе положение — обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления госзакупок. Согласно обоснованию, «программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным госзаказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО». Вместе с тем, по мнению заявителя, в обосновании не были указаны функциональные, технические и эксплуатационные характеристики, по которым ПО, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям. При этом, согласно документации об аукционе, потребностями заказчика является оказание услуг на продление неисключительных прав (лицензий) на использование ПО Microsoft Office, производителем которого является иностранная Корпорация Microsoft. Однако согласно извещению об аукционе, п. 22 Информационной карты документации об аукционе, Минстроем установлен запрет «на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения госнужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236, в соответствии с аукционной документацией».
Таким образом, ФАС пришла к выводу, что обоснование составлено Минстроем с нарушением требований Постановления № 1236. Также в документации об аукционе установлены противоречивые условия. В итоге, действия Минстроя нарушают ч. 3 ст. 14 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП. Согласно пояснениям представителя Минстроя, в предмет закупки входит продление неисключительных прав (лицензий) на использование программного обеспечения Microsoft Office, а также на использование программных средств антивирусной защиты российского происхождения. Таким образом, ФАС пришла к выводу, что включение Минстроем в один предмет закупки ПО иностранного и российского происхождения, а также установившего в документации об аукционе противоречивые условия вводят участников закупки в заблуждение. Это является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП. Так как контракт заключен, ФАС решила предписание об устранении нарушений не выдавать, но передать материалы дела Управлению ФАС по контролю за размещением госзаказа для возбуждения дел об административных правонарушениях.
Отмечается, что ФАС впервые выявила нарушения обоснования закупки иностранного ПО после того, как такие обоснования ведомства стали писать в соответствии с законом о реестре российского ПО. Также компания изучает вопрос о продолжении разбирательства ситуации с Минстроем в суде (Дело № А40-193384/2016, слушания состоятся 3 марта 2017 года), а также планирует обжаловать в ФАС закупки других ведомств, где наблюдаются похожие нарушения.

Специалисты отмечают, что механизм импортозамещения еще только в начале пути и есть нарекания к его работе. При этом считают, что польза от реестра ПО большая, но его необходимо совершенствовать, может даже видоизменять. Госорганы пока осуществляют попытки обходить этот закон, специалисты фиксируют десятки таких случаев, по которым готовятся иски в суд. Опыт других стран показывает, что импортозамещение в ИТ работает на длинных временных периодах, не менее 5-10 лет. Поэтому первый год работы реестра можно охарактеризовать как год «наполнения и информирования». Реестр ПО — это, пожалуй, единственный наиболее полный и актуальный «маркетинговый каталог» отечественной продукции, где информация о российском ПО структурирована и собрана на одном электронном ресурсе.
Однако данный случай показывает, что ФАС формально подошла к вопросу импортозамещения. Дело ограничится штрафом, а не отменой результатов торгов. Таким образом, пока ведомство создает только видимость смены приоритетов, и глава ФАС Игорь Артемьев по-прежнему может быть назван одним из главных лоббистов интересов иностранного бизнеса в нашей стране.