036

Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) приобрела 95,57% акций ПАО «Челябинский цинковый завод» (производит более 60% российского и около 2% мирового объема цинка). Остальные акции находятся в свободном обращении, чьим владельцам будет предложена публичная оферта. Ориентировочная стоимость оставшихся в свободном обращении акций от 1,4 до 1,5 млрд. руб.

30 сентября УГМК получило согласие Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на покупку 100% акций завода. Компания пыталась консолидировать завод с 2015 года. ФАС эта идея не нравилась, по причине монополизации цинкового рынка в России (90%). Компания переубедила ФАС с третьего раза. На этот раз, регулятор посчитал, что покупатели цинка получат от сделки выгоды, соразмерные «преимуществам, получаемым производителями за счет повышения качества и оптимизации цены». Эксперты определили ёмкость российского рынка цинка в размере 250 тыс. т. Потребителями продукции являются производители оцинкованной продукции, в числе которых ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (45%), ПАО «Северста́ль» получает 35%, ЗАО «Каширский завод стали с покрытием» – 9% и ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» — 4%. УГМК уточнила, что приоритетные направления завода сохранятся, в числе которых модернизация производства с выходом на уровень 200 тыс. т. цинка в год, а также строительство Корбалихинского рудника в Алтайском крае для развития сырьевой базы.

untitled

Все крупные слияния ФАС согласовываются (Таблица №1), предписания выдаются поведенческие, а не структурные, как в Европе и США (Таблица №2). То есть ФАС ответственна за монополизацию и рост цен, цены на большинство сырьевых товаров стали выше мировых (Таблица №3). Зачастую такая дружба с монополистами руководства ФАС имеет под собой коррупционную составляющую.

Таблица №1.
Контроль слияний и других сделок экономической концентрации, 2007-2012 гг.

 
  2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рассмотрено ходатайств, всего 6097 5821 4160 2964 3282 2494
Из них отказано в удовлетворении 90 141 106 57 60 50
Доля отказов в т.ч. по формальным основаниям, % 1,5 2,4 2,5 1,9 1,8 2
Отказов из-за возможного ограничения конкуренции* <10 <10 <10 <10 6 6
Доля отказов из-за ограничения конкуренции, % 0,2 0,2 0,2 0,3 0,2 0,2

*расчеты на основании опубликованных на сайте ФАС России решений и сообщений СМИ
Источник: Доклад о состоянии конкуренции в РФ за 2012 год,

Таблица №2.
Структура выданных предписаний при слияниях в ЕС и России, 2012 г.

  Доля структурных* предписаний Доля поведенческих* предписаний
ФАС России 4% 96%
Европейская комиссия по конкуренции 85% 15%

*структурные предписания – продать часть активов при слиянии, поведенческие – не допускать определенных действий и регулярно представлять информацию в антимонопольный орган
Источник: Авдашева С.Б., Калинина М.М. Предписания участникам слияний (сравнительный анализ практики ФАС и Европейской комиссии по конкуренции) // Экономическая политика. 2012. № 1. с. 141-158.

Таблица №3.
Отношение внутренней цены к цене внешнеторгового контракта для некоторых товаров
в 1999 и 2009 г.

1999 2009
Аммиак 0,97 2,73 0,98 0,97 2,73
Минеральные удобрения 0,76 1,31
Азотные удобрения 1,59 2,51
Сложные удобрения 1,09 1,86
Каучук синтетический 0,83 1,21
Фанера клееная 0,67 1,35
Целлюлоза 1,00 1,15
Бумага газетная 0,80 1,13