kmo_134935_00690_1_t218_083018

Сегодня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ОАО «РЖД» находятся в стадии обсуждения планов по либерализации железнодорожных экспортных тарифов и возврату тарифов в портах. РЖД направляли уже свою позицию в антимонопольный орган. Если ФАС поддержит монополию, то это позволит компании повысить свою долю в транспортных затратах грузоотправителей. Отметить нужно, что большинство участников рынка против данной затеи, хотя «Русал» на стороне возврата регулирования тарифов в портах. Таким образом РЖД хочет вернуть себе потерянные доходы вследствие жесткой фиксации темпов роста тарифов в портах. В отношении портовых тарифов антимонопольный орган рассматривал с июня возвращение госрегулирования, но уже в сентябре руководитель ФАС Игорь Артемьев эту идею отклонил и сейчас ФАС подготовила проект документа по внедрению правил недискриминационного доступа (ПНД) к услугам портов и транспортных терминалов. В проекте обозначены нормы, по которым портовики должны рассчитывать свои тарифы в рублях. Пока документ на обсуждении и к нему есть претензии у Минтранса и стивидоров. РЖД предлагают ФАС ввести тарифы на услуги стивидоров. Данная инициатива находится на обсуждении и ФАС направит соответствующие предложения в Правительство учитывая интересы всех игроков, в результате маржа должна перераспределиться внутри всей цепочки, но без повышения цен грузоотправителей.

При этом по данным РЖД, доля стивидоров в цене транспортировки на экспорт повышается быстрее чем ж/д составляющая. Где-то цены в портах выше, в Усть-Луге перевалка тонны бензина 986 руб., а перевозка из Киришей на расстояние 262 км. стоит 191 руб. РЖД хочет зафиксировать в конечной цене продукции транспортную составляющую и определиться со структурой распределения стоимости услуг в цепочке. Стивидоры отрицательно оценивают идеи монополиста. По словам стивидоров, порты, как и грузоотправители живут при рыночной экономике имея свою транспортную составляющую, которая не фиксирована, как думает РЖД, которой тарифы устанавливает государство, стимулируя перевозки в порты.

По мнению некоторых специалистов, РЖД для привлечения грузов могла бы сформировать сервис совместно с портовиками и поделить скидку вместо использования рычагов госрегулирования. А Ассоциация морских портов России отмечает что благодаря дерегулированию тарифов в портах развитие конкуренции позволило переориентировать более 90% грузов в порты, подтверждая рыночность ставок. Многие грузоотправители иронизируют на счет предложений РЖД, считая их очередной «просьбой дать денег», а также считают сомнительной идею уравнения тарифов в портах с тарифами РЖД, это приведет к потере клиентов у портов, а перейти на другие виды транспорта от РЖД будет сложнее. Некоторые отмечают, что предложения РЖД отрицательно повлияют на экспорт металлургической продукции. За период 2015-2016 годы рост ж/д тарифа составил 20% за счет индексации, а при учете вагонной составляющей рост затрат составил 38%. Металлурги и угольщики имеют в своем распоряжении свои порты, хотя иногда и используют других стивидоров. Экспекрты считают, что РЖД установив предел роста своего тарифа в 4% в 2017 году ищет где бы «поживиться», придумывая варианты для получения максимального эффекта для себя.

Примечательно, что ФАС предлагает либерализовать тарифы РЖД – одной из крупнейших монополий, и одновременно вернуть регулирование тарифов стивидоров – не сопоставимо более мелких компаний и более разрозненного бизнеса. Как мы и предсказывали, ФАС и в регулировании деятельности естественных монополий, функции ведомство получило чуть более года назад, будет проводить всю ту же политику преследования малого и среднего бизнеса в угоду интересам крупных игроков.