90_4dc44a60e10acФедеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала проект методики определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара при предоставлении вагонов для перевозок грузов. При этом публикация данного документа миновала общественное обсуждение, а сразу перешло на уровень антикоррупционной экспертизы. Компании считают, что ведомство сильно занизило уровень цен на товар, при котором они не смогут окупить парк вагонов. Также против этого документа выступило Минэкономразвития. По мнению Министерства, ФАС должна провести методику через оценку регулирующего воздействия (ОРВ), а также доработать документ в части расчетных алгоритмов. После рассмотрения документа, Правительство потребовало от ОАО «РЖД» и Совета потребителей услуг компании высказать свою точку зрения и определить позицию по документу. По мнению железнодорожников ФАС превысила свои полномочия и это может привести к переводу части рынка в серый сектор. Например, в 1990-х годах подобные операции с вагонами совершались через иностранных контрагентов. Некоторые источники даже говорят о противоречии методики законодательству. В методике указан постулат, в котором говорится, что монопольно высокой/низкой ценой является такая цена, которая отличается от конкурентной на 10%, что не соответствует ни одному правовому акту.

ФАС решила заняться вопросом снижения транспортных издержек еще весной и запросила данные у железнодорожников. изучив представленную информацию ФАС потребовала присылать уведомления о росте цен превышающем 7,5% по отношению к 2015 году или уровень прейскуранта 10-01 (ОАО «РЖД»). Кроме основополагающих документов ФАС запросила документы составляющие коммерческую тайну, что связано с борьбой ведомства с антиконкурентными соглашениями операторов. ФАС считает эту методику необходимой, так как Федеральная грузовая компания (ФГК) ОАО «РЖД», Первая грузовая компания и компания Global Trans занимают более 50% рынка услуг предоставления полувагонов, а также работают «в условиях коллективного доминирования». Представители РЖД сообщают, что ФГК не занимает доминирующего положения, так как на рынке присутствует более 450 компаний, доступ на рынок открыт, а доли крупных участников за последние годы значительно изменились.

ФАС рассчитала норматив стоимости и содержания вагонов, исходя из тех позиций, которые были представлены Минтрансом, РЖД и другими операторами. Тариф для новых полувагонов составляет 601 руб./сут., полувагонов с оставшимся сроком эксплуатации 10 лет составляет 577 руб./сут., а инновационных вагонов УВЗ и Тихвинского вагоностроительного завода – 555 и 616 руб./сут. соответственно. Но при этом подобные тарифы, по мнению представителей отрасли, едва ли смогут окупить новый полувагон со сроком службы 22 года вместо 33 лет (1,7 млн. руб.). А если полувагоны брать в лизинг, то тут цены возрастают почти в 2 раза (3,2 млн. руб.) и при контракте в течение 7 лет он должен зарабатывать 1,3 тыс. руб./сут. для покрытия вложений. А для инновационных вагонов – 1,7тыс. руб./сут. При этом по расчетам РЖД стоимость полувагона должна составлять 937 руб./сут., инновационных – в среднем 985 руб./сут., для окупаемости инновационных стоимость 1,4 тыс. руб./сут. по данным Совета операторов ж/д транспорта (СОЖТ).