слияние

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство на покупку крупнейшего российского ритейлера бытовой техники и электроники «М.видеo». Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров заявил, что подробности решения не разглашаются по причине условий конфиденциальности самого ходатайства. В конце прошлого года основные владельцы ритейлера договорились продать 57,7% компании за $726 млн. компании «Сафмар», которая принадлежит семье Гуцериевых. Также Сафмар предложит миноритариям оферту по цене $7 за акцию. Весь ритейлер обойдется в $1,26 млрд. До покупки «М.видео», структуры Гуцериева приобрели другую крупную сеть – «Эльдорадо», а структура, связанная с «Сафмар» является бенефициаром «Техносилы». «Сафмар» собирается объединить все три компании, но это не означает, что они будут работать под одним брендом. При подготовке ходатайства инвестор анализировал ограничения, которые может выставить ФАС, в том числе закрытие магазинов.

Напомним, что 4 года назад в 2013 году объединение не состоялось, ФАС при согласовании наложила ограничения в виде закрытия магазинов в 35 регионах. Тогда у Эльдорадо и М.видео суммарно было 704 магазина, в том числе 435 располагалось в регионах, где должны были закрыть магазины. Но утверждается, что сделка не прошла не по причине ограничений ФАС, а то что стороны не договорились о структурировании и оценке. При этом нынешнее решение ФАС гораздо мягче, чем ожидали покупатели.

При рассмотрении ходатайства ФАС оценивает доли объединенной компании на рынках каждого субъекта от 35 до 50%, если доля ближе к 50%, то выдается предписание с требованием по продаже имеющихся активов или отказ от приобретения новых для обеспечения конкуренции. Суммарная доля трех ритейлеров выше 24% поданным аналитиков: М.видео – 15%, Эльдорадо – 9% и небольшая доля у Техносилы. За последние 4 года сильно выросла онлайн-торговля бытовой техникой и электроникой, что значительно упростило согласование сделки, считают эксперты. Также в связи с развитием конкурентов таких как Юлмарт, Ситилинк и других – доли в 50% суммарно у М.видео и Эльдорадо нет ни в одном регионе. Сделку обещают закрыть за 2-3 месяца.

На этот раз очередная монополизация рынка розничной торговли бытовой техникой. Примечательно, что условия предписания не разглашаются. Хотя предписание — это инструмент снижения рисков ограничения конкуренции, и общество как минимум вправе знать об условиях, в которые поставлена монополия. Похоже, скрывать свои договоренности с монополистами становится новой традицией.