576Федеральная антимонопольная служба (ФАС) определила автобазу как монополиста по вывозу ТБО, и наказала за то, что, участвуя в торгах, она предложила для Курского университета тариф ниже, чем установленный горадминистрацией для этого вида деятельности. То есть, автобаза была наказана за то, что пыталась сэкономить средства университета. Дело дошло до Верховного суда, который отменил предписание ФАС, но оставил решение в силе.
ФАС возбудила дело в отношении МУП «Спецавтобаза г.Курска» по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ в части нарушения установленного порядка ценообразования на услуги по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов бытовых отходов (ТБО), и наложила штраф на автобазу в размере 126 тыс. руб. Также ФАС выдала предписание автобазе — формировать ценовых предложений на основании цен, утвержденных для нее администрацией г. Курска, на территории Курской области.
Автобаза осуществляет деятельность на рынках сбора, транспортировки и размещения (утилизации) ТБО и крупногабаритных ТБО г.Курска. По расчетам ФАС, доли автобазы на рынке услуг по сбору и транспортировке ТБО в географических границах г.Курска составили в 2013 г. – 58,7%, в I квартале 2014 г. – 58,3%. Автобаза включена в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более чем 35%, ведение которого отменено «четвертым антимонопольным пакетом». Постановлением Администрации города Курска для предприятия на 2014 год установлен тариф на сбор и транспортировку ТБО для организаций в размере 201,2 руб. за 1 м3.
ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» разместил извещения о запросе цен №35 и № 36/ЗП. Предметом указанных извещений являлось заключение договора на оказание услуг по сбору (транспортировке) и утилизации (захоронению) ТБО. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составила:
286 тыс. руб. (запрос цен №35/ЗП);
60,7 тыс. руб. (запрос цен №36/ЗП).
В соответствии с протоколами подведения итогов запроса цен по закупке №35/ЗП и №36/ЗП победителем была признана автобаза, предложившая цену 183 и 44,6 тыс. руб. соответственно. По сведениям, представленным предприятием, при участии в закупке №35/ЗП и № 36/ЗП, при расчете ценового предложения в части услуги по сбору и транспортировке ТБО был применен тариф 112 руб. за 1 м3, что в 2,6 раза меньше установленного Постановлением Администрации города Курска. Тем самым автобаза нарушила установленный указанным нормативным актом порядок ценообразования на услугу по сбору и транспортировке ТБО, а также приобрела необоснованное преимущество перед другими участниками торгов, в частности перед ИП Дюдиным А.И. Суд признал, что за допущенное нарушение автобаза обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
При оспаривании предписания, Верховный Суд отметил, что ФАС были установлены нарушения автобазой антимонопольного законодательства в пределах товарного рынка, на котором предприятие занимает доминирующее положения, в географических границах города Курска. Следовательно, предписание не основано на принятом решении и подлежит признанию недействительным. В результате Верховный Суд отменил предписание ФАС, оставив решение антимонопольного органа в силе. А 19 Арбитражный апелляционный Суд признал постановление ФАС о штрафе законным. (Дела № А35-1268/2015 и № А35-9202/2015)