14355135_1814816662070686_1331363752656009747_nФедеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении ФГУП «Нацрыбресурс» (отвечает за поставки рыбы и рыбопродукции на территорию России, восстановление и поддержание причалов в работоспособном состоянии, воссоздание портовой инфраструктуры в рыбных терминалах морских портов) по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 261-ФЗ «О морских портах в РФ» в части установлении и взимании тарифов на услуги удаленного морского терминала Пионерский, оказываемые субъектами естественных монополий. Также дело было возбуждено по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ — злоупотребление доминированием в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Суду был представлен реестр 54-х договоров Калининградского филиала предприятия на стоянку судов у причалов удаленного морского терминала «Пионерский», а также договоры на оказание услуг по постановке и отстою судов у причалов УМТ «Пионерский» Калининградского морского порта. Согласно договорам стоимость услуг регулируется тарифами, утвержденными предприятием. Доказательств расторжения договоров суду не представлено. Между тем, в силу ст. 4 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополии.
Таким образом, деятельность предприятия при оказании услуг по обслуживанию судов в период стоянки у причалов относится к сфере деятельности естественной монополии. Самостоятельное установление и последующее взимание тарифов за услуги, оказываемые Калининградским филиалом предприятием, в т. ч. тарифов на услуги по стоянке судов у причалов УМТ «Пионерский», без обращения к компетентному органу за установлением тарифа является незаконным и экономически необоснованным, поскольку цены и тарифы на услуги субъектов естественных монополий подлежат госрегулированию. А также нарушает права потребителей таких услуг и подтверждается, в том числе самим обращением коллектива рыбаков г. Пионерского Калининградской области. Доказательств обращения предприятия в регулирующий орган для принятия решения о введении регулирования его деятельности, суду не было представлено. В связи с этим Арбитражный суд Калининградской области отказал предприятию в признании решения ФАС незаконным. (Дело № А21-4010/2016)