Medvedev-podpisal-ryad-resheniy

Во время Правительственного часа в Совете Федерации, руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил, что проблема в переходе госзакупок, осуществление банкротств и продажи госимущества на универсальные электронные торговые площадки (ЭТП) состоит в том, что процесс тормозят «жулики и лоббисты». От отметил что для осуществления банкротств и государственных продаж работают около 200 ЭТП, некоторые из которых создаются специально под одно банкротство и потом исчезают, чтобы невозможно было найти концов. Соответственно контроль такой схемы практически невозможен ни со стороны ФАС, ни со стороны МВД. В 2015 году было поручение Дмитрия Медведева о внесении соответствующих поправок по созданию универсальных ЭТП, но решение было заблокировано лоббистами после принятия закона о банкротстве, путем установления своих процедур. Также из закона опять убрали нормы вводящие универсальные ЭТП. По мнению Артемьева, всего должно быть 3-5 ЭТП контролируемых Счетной палатой, ФАС и другими органами власти.

Также он отметил, что наши компании монополисты, как например, госкомпания ПАО «Газпром» вмешиваются в реформу госзакупок, дабы не дать осуществить перевод на рельсы 44-ФЗ с 223-ФЗ. По его словам, нужно ввести ограничение количества процедур, уменьшить с 3600 до 10-20 с возможностью закупок у единственного поставщика, закрытые процедуры обороне, но, чтобы не допускать разгула, «когда что хотят то и делают». Он также попросил законодателей не поддерживать монополистов, которые блокируют все инициативы ФАС. Также Артемьев указал на приоритеты ведомства в числе которых прозрачность, поддержка малого и среднего бизнеса и открытых процедур в закупках.

Напомним, что в 2009 г. Сергей Габестро, на встрече с Дмитрием Медведевым сообщил, что в результате отбора ЭТП, который прошел без ясных и прозрачных критериев, из 18 подавших заявки компаний-операторов были назначены пять площадок, «две из которых вообще не существовали в момент принятия решения (на основе ММВБ и РТС), а три созданы по Распоряжению Правительства 755Р» (торговые площадки правительств Москвы и Татарстана, а также Сбербанка). При этом наибольший гнев Габестро вызвал тот факт, что глава ФАС Игорь Артемьев еще до объявления результатов отбора публично назвал будущих победителей. «Это было на всеобщей конференции, где были все участники размещения заказов, − нажаловался предприниматель. – Я могу подтвердить каждое свое слово. В такой ситуации на Западе любой министр уходит в отставку». Экспертами отмечается давняя связь Артемьева с Грефом. По мнению экспертов, в области закупок, перевод всех видов закупок в электронную форму (например, конкурсов, запросов предложений и котировок) тормозится именно тем, что Сбербанк-АСТ не обладает необходимым функционалом для проведения электронных конкурсов, электронных запросов котировок и предложений.

Также многие следят за событиями вокруг ГАУЗ «Московская городская онкологическая больница №62 ДЗМ» и развитием нехорошей истории с ее главным врачом Анатолием Махсоном. Ситуация в больнице сложная, врачи недовольны изменением статуса с автономного на бюджетный. Недовольство это вызвано, в основном, тем, что закупки теперь будут осуществляться централизованно через Департамент здравоохранения города Москвы. Что это значит для тех, кто нуждается в медицинской помощи? Ее объем резко упадет.  Просто потому, что те же самые лекарства и медтехнику Департамент здравоохранения Москвы покупает в разы дороже. Учитывая, что система ОМС полностью не покрывает затрат на проведение операций, больница самостоятельно покрывала эту недостачу через использование собственных заработанных средств. Сейчас таких денег попросту не будет.

Такой ажиотаж связан с жалобой Махсона, направленной в ФСБ, СКР и Генпрокуратуру, в котором он сравнил закупочные цены и выявил необоснованные траты Департамента в размере 218 млн. руб. Например один и тот же медицинский аппарат 62-я больница покупала за 5 млн. руб., а Департамент за 13 млн. Разница в закупочных ценах на лекарства составляла в среднем 300%. Махсон в своей жалобе отметил, что из-за таких жульнических подходов лекарств на всех может и не хватить, что приведет к росту смертности от рака. По мнению Анатолия Махсона, Департамент на протяжении последних нескольких лет ведет себя мягко говоря расточительно и все это благодаря действиям конкретных должностных лиц, включая заммэра Печатникова. Интересно, что в этой ситуации Леонид Печатников решил прикрыться ФАС и Минэкономразвития отправив запросы о методике установления цен на лекарства при госзакупках. В запросе идет сравнение 223-ФЗ, которым могут пользоваться некоторые госзаказчики с особой формой собственности и 44-ФЗ который распространяется на остальные госучреждения и ведомства. Печатников поясняет, что по 223-ФЗ который Департамент здравоохранения применять не может можно закупать лекарства дешевле в связи с тем, что документ позволяет заказчику свободно устанавливать начальную цену контракта. В 44-ФЗ прописаны методы обоснования стоимости лекарств, но их использовать невозможно, на что и указывает Печатников запросе в ФАС. По его словам, Правительство Москвы ориентируется на письмо Минэкономразвития от 2015 года, в котором указано, что в качестве начальной максимальной цены контракта необходимо прописывать самую высокую цену на необходимое лекарство. Пример, Департамент закупает 20 таблеток с действующим веществом дротаверином с дозировкой 40 мг, в этом случае указывается цена за одну самую дорогую пачку «Но-шпа» венгерского производителя «Хиноин» в размере 75 руб. Хотя на рынке есть и другие предложения по 40, 20 и даже 11 руб.

Срок о переводе госзакупок и закупок госкомпаний (44-ФЗ и 223-ФЗ) полностью в электронный вид скорее всего сдвинется еще на один год. Уже в марте Госдума рассмотрит поправки об обязательном переводе этих закупок в электронный вид во втором чтении и если буксующий уже 2 года законопроект не будет вновь заблокирован лоббистами, то с июля 2018 года заказчикам придется осуществлять закупки исключительно на электронных торгах. А также в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг, который будет создан по новым правилам, внесенным Минэкономразвития в Правительство. Поправки, внесенные Минэкономразвития в конце прошлого года, были одобрены Правительством, но с техническими замечаниями. Эти замечания уже согласованы с Вице-премьером Игорем Шуваловым и направлены в Аппарат Правительства. С 1 января 2018 года госзаказчики будут иметь право определять поставщиков с помощью электронных процедур, а с 1 июля уже в обязательном порядке. также вводятся новые формы электронных процедур, такие как закупки с ограниченным участием, двухэтапные аукционы, позволяющие вводить доптребования к поставщикам. Все заявки должны будут подаваться через электронные площадки (ЭТП). У ЭТП теперь все расчеты будут вестись на спецсчетах открытых в аккредитованных Правительством банках. Отметим, что на сегодняшний день таких ограничений нет. Проценты за размещенные обеспечения перейдут поставщикам, сегодня их получают ЭТП. Также ЭТП будут получать оплату за проведение торгов по установленным государством тарифам. Сама идея спецсчетов нравилась не многим. По прогнозам экспертов, это может стать причиной конфронтации между участниками рынка и государством и может привести к торможению принятия поправок. Утверждение списка банков, аккредитованных Правительством назначено на июнь этого года, а требования к ЭТП и их перечень утвердят только в сентябре. Сделано так для снижения возможности лоббизма.

ФАС и Минэкономразвития насчитали 4 тыс. неконкурентных способов закупок у госкомпаний, в связи с чем определили для них закрытый список конкурентных процедур. Госкомпании обяжут проводить спецторги с участием малого бизнеса на 6 ЭТП, работающих по 44-ФЗ, а также им достанутся приватизационные торги. Также заказчикам оставят возможность проводить остальные закупки на общих основаниях на любой из 160 ЭТП по смягченным правилам, но с размещением информации о них в ЕИС. По прогнозам специалистов, такое разделение потребует дополнительных издержек заказчиков. В связи с этим, компаниям придется выбрать универсальные ЭТП и правила спецторгов, что станет причиной снижения количества ЭТП.

Систему закупок не критикует разве что ленивый, за прошлый год жалоб в ФАС и Счетную палату поступило в 2 раза больше, а к сентябрю госзаказчики должны были предпринимателям порядка 30 млрд. руб. по данным Генпрокуратуры. Также основной претензией остается неконкурентность и неэкономичность закупок госкомпаний. По данным Счетной палаты количество участников в среднем меньше 2, а экономия составляет всего 1,8% от НМЦК).

На сегодняшний день реформа закупочной системы остается без перераспределения полномочий, так Минэкономразвития оставило за собой создание каталога товаров для госзакупок. Каталог будет создан на основе классификатора ОКПД-2 и будет вступать в силу постепенно. в отношении лекарственных препаратов он вступит в силу с 1 марта этого года, а для остальных товаров с 1 октября 2017 года. Этот каталог не позволит заказчикам закупать товары по ценам выше рыночных. Также каталог не будет обезличен, туда будут вносится данные о производителях, ценах и наименованиях при согласовании с Минфином и ФАС.

По нашему мнению, процедурный контроль за госзакупками со стороны ФАС бессмысленен и вот почему. Допустим, среднестатистический чиновник Иванов проводит два конкурса. На первый приходит два участника и цена падает на 2%, на второй — 15, после жесткой конкурентной борьбы цена падает на 30%. По какому конкурсу больше обиженных и больше вероятность подать жалобу в ФАС? А имеет ли чиновник мотивацию выбрать совсем неадекватного поставщика? Чтобы сбежал с авансом, отравил детей в детсаду, построенная им школа рухнула через месяц? Это при контроле прокуратуры, при сложившейся системе, когда местные власти всегда и во всем будут виноваты? Скорее всего, он выберет «правильного» поставщика, но заложит свой интерес. Но в России контроль за ценами при государственном и муниципальном заказе практически отсутствует, а процедурный контроль — самый жесткий в мире. А вот в других странах давно поняли, что он не имеет смысла. Дальше больше, вот когда к сотруднику ФАС Петрову придет одна жалоба по первым конкурсам и 14 — по вторым, где он найдет «нарушения»? Очевидно по вторым, хотя реально по ним была конкуренция и экономия для бюджета в 15 раз больше. Принимая во внимание, что он ни за что не отвечает — не за здоровье детей, ни за надежность крыши школы. Он даже не понесет ответственности, если его решение по «сносу» торгов суд признает незаконным. А еще у него самая низкая зарплата из всех органов власти…

Мы проанализировали базу судебных решений ФАС по 44-ФЗ. В базу за 2014 г. вошли все (более 2,1 тыс.) закупки, по которым ФАС выли выявлены нарушения, и соответствующие решения ФАС были оспорены в судах участниками торгов или заказчиками. По оспариваемым закупкам среднее число заявленных участников составило 3,7, а допущенных к торгам — 2,8. Снижение цены в среднем составило 15,3%. При этом, согласно данным Росстата в 2014 г., в среднем по закупкам в рамках 44-ФЗ в 2014 г., число участников составило 1,8, а снижение цены — 3,8%. Таким образом, оспариваемая закупка — как правило, более конкурентная и с существенно большим снижением цены. Анализ показал, что свыше 3/4 оспариваемых закупок имеют НМЦК <10 млн. руб. Закупки такого размера по международной практике относятся к мелким закупкам (в США 150 тыс. долл., в ЕС — 150 тыс. евро). При этом, 8,5% оспариваемых закупок имеют НМЦК <100 тыс. руб., несмотря на то, что согласно 44-ФЗ этот размер установлен для мелкой закупки. Это ведет к нерациональному использованию бюджетных средств, так как по расчетам НИУ-ВШЭ, издержки на администрирование мелких закупок в случае их проведения по формальным процедурам составляют 21 % НМЦК. Очевидно, что эти издержки не перекрываются потенциальной экономией от конкуренции и снижения цены.

Нельзя согласиться с тезисом, что при контроле за мелкими закупками защищается малый бизнес. В торгах такого размера участвуют почти исключительно субъекты малого предпринимательства (СМП), поэтому решения о выявлении нарушений и пересмотр результатов таких закупок принимаются де факто в интересах одних СМП с ущемлением интересов других СМП. При этом, решения ФАС по свыше 40% оспариваемых закупок отменяются судами, что является высоким для решений органа государственной власти показателем. Перед ФАС стоит задача повышения качества и обоснованности решений, что невозможно без концентрации на крупных нарушениях и контроле за крупными закупками при отказе от контроля за мелкими.