12241584_10207850824893128_3595197801886517941_nНа международной научно-практической конференции «Обеспечение конкуренции в области торговой деятельности», проходящей в Казани на базе Учебного центра ФАС, замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров заявил, что ведомство запросило у Правительства разрешение на возобновление внеплановых проверок ритейлеров. Также на конференции Председатель Правительства республики Татарстан Ильдар Халиков отметил, что ситуация с вытеснением республиканских производителей из розничной торговли неприемлема и предложил создать электронную площадку для мониторинга деятельности торговых сетей

Напомним, что ФАС проводила внеплановые проверки торговых сетей с 2010 года после принятия 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», но впоследствии эта практика была отменена. Сейчас в связи с вступившими в силу изменениями 381-ФЗ, ФАС рассчитывает на возвращение проверок ритейлеров. По мнению Кашеварова, подобный мониторинг доказал свою эффективность в 2010 году, так как выстраивание отношений между поставщиками и ритейлерами происходили гораздо быстрее. И ФАС надеется на положительное решение Правительства. Ильдар Халиков заявил, что руководство республики надеется, что новые отношения между ритейлерами и поставщиками будут перестраиваться, но не только с целью перераспределения маржи, но и реального снижения цен на продукцию.

При этом необходимо отметить, что Президент Владимир Путин утвердил ряд поручений по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 22 июля 2016 года, одним из пунктов поручения №Пр-1596, п.3 от 11 августа 2016 года является закрепление в законодательстве обязанности согласовывать с органами прокуратуры некоторые внеплановые проверки. А также стоит задача по снижению количества внеплановых проверок предпринимателей.

Отметим, что ФАС часто использует проверки без предупреждения по ст. 11 и 16 135-ФЗ, так называемые «рейды на рассвете». Данная норма регламентируется ч. 14 ст. 25.1 135-ФЗ. Однако согласно 294-ФЗ, при проведении любой проверки органа исполнительной власти проверяемую организацию должны уведомить за 24 часа, любым доступным способом. Эту коллизию на наш взгляд законодателю необходимо решить, закрыв все указанные выше «серые зоны» в ст. 10 294-ФЗ и в ст. 25.1 135-ФЗ.

Но гораздо более серьезной проблемой стало, по сути санкционирование внезапных проверок, имеющих признаки оперативно-розыскной деятельности, (обысков). Никакой спецификой антимонопольных дел нельзя объяснить, почему закон не требует для антимонопольных обысков в отличие от обычных уголовных, санкции суда. Тем более, что сведения, полученные в ходе некоторых из этих обысков, могут быть впоследствии использованы для уголовных дел на основе ст. 178 УК РФ. 17 июня 2014 года Высший Арбитражный Суд (ВАС РФ), признал недействующим письмо от 26 декабря 2011 г. № ИА/48530 «О направлении методических рекомендаций по проведению ФАС России и ее территориальными органами плановых и внеплановых выездных проверок по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства» (Методика) (дело №ВАС-7907/2013). Тогда суд подтвердил, что данный документ, в котором закреплено право антимонопольного органа проводить «рейды на рассвете», расширяет полномочия ФАС и противоречит Конституции и Закону о защите конкуренции. Таким образом. В настоящее время перед ФАС стоит задача разработки нового акта, регулирующего проведение «рейдов на рассвете».

Цель «рейдов на рассвете» – сюрприз, ситуация, исключающая уничтожение доказательств нарушения. Вне зависимости от того, есть ли нарушение, речь идет о сюрпризе неприятном. Проведенные применительно к европейским публичным компаниям расчеты показывают, что «рейд на рассвете» приводит к снижению курса акций от 2% (работа Грегора Лангуса и Массимо Мотты) до 5% (работа Андреа Гюнстера и Мэтайса ван Дайка). Вот почему нужны серьезные законодательные гарантии того, что такие «рейды», а по сути «обыски», не проводятся без должных оснований.

Рейды на рассвете вызывают сильную негативную реакцию делового сообщества, так как ведут к большим издержкам из-за нарушения распорядка дня (по сути ФАС парализует работу управленческого состава предприятия), к тому же рейды серьезно понижают капитализацию компаний. В этом состоит основное отличие рейдов от внеплановых проверок с уведомлением за 24 часа. В последнем случае уведомление делается не позднее чем за 24 часа до начала проверки, что обеспечивает баланс интересов: проверяемые имеют возможность подготовиться и ход работы организации не нарушается слишком сильно, также все заинтересованные лица компании будут на своих местах, что поможет ФАС провести проверку без задержек.