s0509

2 декабря состоялось заседание в Правительстве под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева. Темой обсуждения стало перспективы развития железнодорожной отрасли. ОАО «РЖД» просила Правительство проиндексировать на 4,2% тарифы по перевозке грузов в контейнерах и провести повышение коэффициента на перевозку угля на 0,4 при расстоянии 3300 км и 0,5 при расстоянии свыше 5 тыс. км. На сегодняшний день аналогичные коэффициенты составляют 0,3 и 0,1 соответственно. По словам президента компании Олега Белозерова, РЖД работает в убыток при перевозке 14 млн. т. угля в год. Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев поддерживает РЖД и считает, что тарифы должны повышаться, но плавно. По мнению грузоотправителей, при повышении тарифов пострадает сильнее остальных «Кузбассразрезуголь», так как его мощности сильно удалены от портов. Также это приведет к ограничению выхода товаров на международные рынки и повлечет создание дискриминационных условий для одной компании. Напомним, что в 2016 году тариф был проиндексирован на 9%, но не должен был подниматься выше 7,5%, при этом по словам представителей РЖД доходная ставка в этом году не превысила 3%. Также сохранят и тарифную надбавку, верхняя граница которой 13,4%, а нижняя опущена до 50%. А соследующего года верхняя составит 10%.

Также есть новые предложения, например, ФАС, Минтрансу, Минэкономразвития и РЖД поручено установление дополнительной целевой надбавки в 2%, средства которой пойдут на капремонт. на совещании у зампреда Правительства Аркадия Дворковича как рассматривался этот вопрос, что будет своеобразной премией за повышение эффективности работы монополии. Другие предложения РЖД – индексировать тариф за порожний пробег на 10% или продлить действие экспортной надбавки в размере 13,4%. Иначе, ее убыток в 2017 г. составит 142,4 млрд. руб.

Также в протоколе появилось поручение о проработке применения инвесттарифов в отдельных сегментах рынка грузовых перевозок, сформированных под объекты инвестирования. При этом чиновники отмечают, что это не будет дополнительной нагрузкой, такая система будет применяться для гибкого торфообразования под инфраструктурные проекты. В случае строительства инфраструктуры частным инвестором, средства будут возвращены через пониженный тариф. Повышенный тариф будет использоваться при строительстве инфраструктуры под определенного выгодоприобретателя. Подобные решения появившиеся накануне совещания противоречат прогнозам социально-экономического развития России. Это означает индексацию на 8,5% вместо 4% считают в ФАС. В связи с чем ФАС не поддерживает такие решения. Также 2%-ная индексация за эффективность РЖД не нашла поддержки в министерствах. В связи с чем подобные новости не очень хороши для участников рынка. Они готовы согласиться на точечные изменения при условии отмены экспортной надбавки РЖД и установлении общей индексации в размере 4,5%. Грузоотправители предлагают все вместе плюс 6%-ную индексацию, а это уже перебор. Получается, что вопреки обещаниям Правительства тариф начинает снова расти, опережая инфляцию. другие представители грузоотправителей сообщают, что подобная политика убивает инвестпроекты на Дальнем Востоке и вообще в промышленности, так как создается неконтролируемый механизм компенсации всех выпадающих доходов РЖД. На каждом совещании у РЖД предложения меняются и вместо того, чтобы сообщить о повышении на 6% в связи с тем, что монополия не знает, как снизить издержки РЖД придумывает новые надбавки по сегментам. Многие надеются, что правительство все-таки ограничит рост тарифов монополии, так как экспортеры нуждаются в поддержке. не везде цены растут на сырье, многие рынки находятся на минимумах, а в отличие от европейских конкурентов нашим экспортерам дольше ехать до портов.

К сожалению, ФАС постоянно действует по двойным стандартам, например, мы наблюдаем такую ситуацию в регулировании тарифов естественных монополий. С начала года ФАС отпустила тарифы крупнейших аэропортов – московских – что уже сказалось на стоимости авиабилетов. Теперь предлагается отпустить тарифы «Газпрома» и тарифы РЖД по экспортным поставкам. И одновременно – ввести регулирование тарифов на вывоз ТБО, хотя в этом секторе занят почти исключительно малый бизнес. Либерализация тарифов на газ в условиях, когда на рынке явно доминирует одна компания, может иметь самые негативные последствия для потребителей. Даже либеральный экономист Милтон Фридмен писал, что хуже госмонополии может быть только нерегулируемая частная монополия.

В 2009 году ФАС возбудила дела в отношении РЖД, в связи с включением платы за белье в цену билета. ФАС признала ОАО «РЖД» нарушившим ч. 1 ст. 10 135-ФЗ. Дело было возбуждено по результатам рассмотрения материалов, направленных в ФАС Генпрокуратурой РФ. Но, 5 апреля 2011 года президиум Высшего арбитражного суда России отменил постановление Федерального арбитражного суда Московского округа, признавшего законными и обоснованными решения и предписания ФАС в отношении ОАО «РЖД». В итоге ОАО «Российские железные дороги» выиграло продолжавшийся полтора года процесс против ФАС касательно включения платы за постельное белье в поездах в тарифы.

В ходе рассмотрения дела комиссия ФАС установила, что в соответствии с распоряжением РЖД от 16 июня 2006 года «О включении в тарифы на перевозку пассажиров платы за пользование постельным бельем» с 00.00 ч 1 августа 2006 года в тарифы на перевозку пассажиров в купейных вагонах и вагонах «СВ» всех категорий поездов, кроме поездов «Экспресс» 800-й нумерации, была включена плата за пользование постельным бельем. РЖД считают, что основанием для издания данного распоряжения является норма, содержащаяся в пункте 32 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Правила оказания услуг предусматривают, что при проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда. Установленный РЖД порядок включения в тарифы платы за услуги по пользованию постельным бельем лишает пассажиров возможности реализовать предусмотренное правилами оказания услуг право пользоваться комплектом постельного белья при проезде в поездах дальнего следования по своему желанию за отдельную плату, к примеру, в случаях нахождения в пути в дневное время суток.

Также в 2011 году ФАС признала РЖД нарушившим 135-ФЗ. Нарушение выразилось в замещении электропоезда, перевозка в котором имеет социальное значение, скорым электропоездом повышенной комфортности на курском направлении Московской железной дороги (МЖД) в утренние «часы пик».  МЖД издала телеграммы, из-за которых «социально значимая» электричка в 10-вагонном исполнении с 1,088 тыс. сидячих мест была заменена скорым пригородным поездом повышенной комфортности с 671 местом и вдвое большей ценой билета. В результате число обычных электричек на курском направлении «без учета мнения пассажиров» сократилось с утра с 17 до 16 , что сократило предложение на рынке перевозок пассажиров пригородными поездами в утренние «часы пик». По мнению ФАС, тем самым РЖД ущемили интересы пассажиров курского направления МЖД.

Как всегда, борьба с крупными монополиями ФАС ведет лишь на словах. На деле ведомство Игоря Артемьева давно стало игрушкой в руках крупнейших монополий, и преследует лишь малый и средний бизнес.

В прошлом году Deloitte по заказу Минэкономразвития проанализировала возможность оптимизации расходов РЖД. Итог работы – монополия могла бы в этом году сэкономить дополнительно 95–130 млрд руб., и это без учета реформы конкурсных закупок. Эффект от нее Deloitte оценивает в «десятки миллиардов рублей». Deloitte выяснила, что РЖД совершенно не экономит на закупках. Заказы выставляются крупными лотами – на 100 крупнейших лотов приходится 2/3 бюджета. Средний размер скидки по контрактам составляет всего 1,8%, подсчитала Deloitte. Это худший показатель среди крупнейших госкомпаний. У лидера – «Транснефти» размер скидки составляет 14,7%. Deloitte допускает, что низкая эффективность тендеров может быть следствием «потенциальных сделок с заинтересованностью».

Также снизить расходы монополия может через 4%-ное сокращение персонала (около 35 000 человек), что помогло бы РЖД сберечь еще 25–60 млрд руб.0, считает Deloitte. В компании раздут управленческий персонал. Его доля – 35%, тогда как в 2003 г. было 26,5%. Увольнение до 25 000–30 000 лишних управленцев вкупе с автоматизацией операционных процессов позволит сэкономить не менее 20 млрд руб. Более 35 млрд руб. можно сэкономить за счет ревизии масштабных проектов: строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань, модернизации БАМа и Транссиба, развития инфраструктуры на подходе к портам Азово-Черноморского бассейна. Так, аналитики находят проект ВСМ заведомо убыточным: вряд ли пассажиропоток вырастет почти в 8 раз до 10 млн человек в год. А даже если это и случится, только инфраструктурная составляющая билета превысит 3300 руб. А это дороже авиаперелета на 10–20%. Также Deloitte предлагает отказаться от покупки пассажирских поездов «Ласточка».