sberbank-rossii

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и постановления судов нижестоящих инстанций в отношении ООО «Сибнеон». ФАС возбудила дело в отношении общества по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 38-ФЗ. ФАС установлено, что в вагоне поезда Новосибирского метрополитена размещалась информация следующего содержания: «Марсель _ дом на набережной _ ЗАО «Береговое». ИПОТЕКА 11,95% Застройщик жилого комплекса «Марсель». Проектная декларация на сайте: www.дом-марсель.рф Ипотека предоставляется Сбербанк России. Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 8 августа 2012 г. Регистрационный номер — 1481. _ 319-87-87_ www.дом-марсель.рф». ФАС возбудилась на отсутствие организационно-правовой формы при указании наименования банка.

По мнению суда если наименование банка отражено в рекламе финансовых услуг в  общеупотребительном виде, не искажает смысл информации о нем и не вводит потребителей в заблуждение относительно лица, предоставляющего рекламируемую услугу, то отсутствие в рекламе указания на организационно-правовую форму такой кредитной организации не является нарушением 38-ФЗ. Суды нижестоящих инстанций исходили из того фирменное наименование является средством индивидуализации юрлица, поэтому указание в рекламе только части наименования без указания на организационно-правовую форму является нарушением 38-ФЗ так как потребители не получают надлежащую информацию об организации, оказывающей финансовые услуги.

Но они не учли следующих аспектов, в соответствии с ч. 7 ст. 5 38-ФЗ реклама является ненадлежащей если отсутствует часть информации о рекламируемом товаре и есть в наличии искажение смысла предоставляемой информации вводящей потребителей в заблуждение, но в данном случае наименование кредитной организации отражено в общеупотребительном и понятном для всех виде в таком как Сбербанк России. Отсутствие указания организационно-правовой формы смысл информации не искажает и не вводит в заблуждение потребителей. При таких обстоятельствах у ФАС не имелось оснований для признания общества нарушившим ч. 1 ст. 28 38-ФЗ. (№ А45-2281/2016)

За исключением вот этого «смешного» дела, когда ФАС не понравилось отсутствие указания организационно-правовой формы в рекламе Сбербанка (то есть «ОАО»), у антимонопольного ведомства практически нет дел против крупнейшей банковской монополии. Еще года 2 назад дела против Сбербанка были в ряде регионов, но потом руководители отказались от возбуждения дел. Это может быть связано с тем, что в частности, с главой «Сбербанка» Германом Грефом и руководителя ФАС Игоря Артемьева связывают прочные дружеские и деловые контакты. Они старые знакомые. В 1997-1998 годах Греф, так же, как и Артемьев, занимал должность Вице-губернатора Санкт-Петербурга. Даже в Москву они переехали одновременно — в 1999 году.

Напомним, что ранее Правительство доопределило количество электронных торговых площадок (ЭТП) для системы госзаказа при проведении электронных аукционов. Теперь это 6 ЭТП. К пяти действующим — «Сбербанк-АСТ», «РТС-Тендер», ЕЭТП, ЭТП ММВБ и Агентство по госзаказу Республики Татарстан (АГ РТ) — добавился Российский аукционный дом (РАД), ранее занимавшийся приватизацией федерального имущества.

Отметим, что РАД — имеет аффилированность со Сбербанком. При этом ЭТП «Сбербанк-АСТ» и так лидирует среди ЭТП – 35,6% всех процедур (данные за 2016 год). Однако в последнее время доля Сбербанк-АСТ стала снижаться (в 2011 году 53%) из-за активной и более гибкой политики других ЭТП — прежде всего РТС (в 2011 году 8,5%, в 2016 — 28,2%) и ММВБ (в 2011 году 5%, в 2016 — 7,3%). Но похоже, в России до сих пор выгодней использовать свой колоссальный лоббистский ресурс, а не улучшать качество работы. Примечательно, что основную прибыль оператор ЭТП получает не сколько от самой организации торгов, сколько от размещения средств всех участников закупок на депозитах в банке. Ведь согласно ст. 44 44-ФЗ, каждый участник электронного аукциона (отметим, участник, а не победитель) обязан разместить денежные средства в том банке с которым работает ЭТП. В итоге, банки пользуются по сути постоянным льготным кредитом — все хозсубъекты, имеющие намерение участвовать в торгах, ссужают им немалые средства — сотни миллиардов рублей. Основную долю этого безвозмездного кредита получает, разумеется, Сбербанк.

Также в 2009 г. Сергей Габестро, на встрече с Дмитрием Медведевым сообщил, что в результате отбора ЭТП, который прошел без ясных и прозрачных критериев, из 18 подавших заявки компаний-операторов были назначены пять площадок, «две из которых вообще не существовали в момент принятия решения (на основе ММВБ и РТС), а три созданы по Распоряжению Правительства 755Р» (торговые площадки правительств Москвы и Татарстана, а также Сбербанка). При этом наибольший гнев Габестро вызвал тот факт, что глава ФАС Игорь Артемьев еще до объявления результатов отбора публично назвал будущих победителей. «Это было на всеобщей конференции, где были все участники размещения заказов, − нажаловался предприниматель. – Я могу подтвердить каждое свое слово. В такой ситуации на Западе любой министр уходит в отставку». По мнению экспертов, в области закупок, перевод всех видов закупок в электронную форму (например, конкурсов, запросов предложений и котировок) тормозится именно тем, что Сбербанк-АСТ не обладает необходимым функционалом для проведения электронных конкурсов, электронных запросов котировок и предложений.

Вероятно, такие дела нужны ФАС для создания видимости хоть какой-то деятельности против крупнейшей банковской монополии страны.