e-catalog

Минэкономразвития подготовило изменения в 44-ФЗ, которые вводят понятие референтных цен, формирующихся на основании предыдущих контрактов. Документ выложен на regulation.gov.ru. Через эти цены смогут определять начальную (максимальную) цену контракта, как один из способов. Аналогичное понятие появится и в 223-ФЗ.

По словам соучредителя Бюро контрактной информации Ольги Анчишкиной, референтную цену на рынке никто не знает, есть такие понятия как оптовые, розничные и закупочные цены. Возникает вопрос зачем создавать конструкцию, которая не работает, так, например, начальная (максимальная) цена контракта. Уже сейчас можно отслеживать цены, например, через создание электронного магазина подобного «Яндекс.Маркет». На сегодняшний день Бюро выводит средние, средневзвешенные и минимальные цены госзакупок сообщает Анчишкина.

На сегодняшний день заказчики используют метод рыночных цен на похожие товары, это когда они берут всего три предложения и высчитывают якобы рыночную цену, сообщает управляющий партнер «Ценовых и контрактных решений» Евгений Вдовин. По подсчетам, цены на госзакупки выше на 10-15% чем среднерыночные, что связано не только с откатами, но и с тем что госзаказчики не имеют возможности проводить полноценный анализ рынка. По его мнению, чтобы референтные цены работали, необходимо сравнивать сопоставимое, а для этого нужно запустить каталог с идентифицированной продукцией. Сегодня, например, бумага может иметь кучу наименований, а также разные коды. Также не надо высчитывать цену моркови из цены салата оливье, нужно брать контракты, которые содержат единичный товар и которые заключены в сопоставимых рыночных условиях. При этом использовать надо не только данные единой информационной системы, но и со свободного рынка к примеру, эксперты сравнивают еще и цены портала поставщиков сообщает Вдовин. хотя по словам первого проректора НИУ ВШЭ Александра Шамрина референтные цены должны дать полную картину госзаказа, а на создание каталога уйдет при этом несколько лет.

В декабре 2015 года замминистра экономического развития Евгений Елин говорил, что с 2017 года появится в единой информационной системе каталог товаров по которому будут устанавливаться референтные цены. На тот момент цену собирались определять по 10 контрактам, которые заключены в конкретном округе. Программное обеспечение для подсчета цен создает казначейство, а пока известно, что показатели будут учитывать инфляцию. При этом как будет выводится референтная цена будет описано в акте Правительства.

То что НМЦК выше на 10-15% это не связано с тем нет возможности проводить анализ, а связано с тем что вынуждены вкладывать издержки контроля. По нашему мнению, процедурный контроль за госзакупками со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) бессмысленен и вот почему. Допустим, среднестатистический чиновник Иванов проводит два конкурса. На первый приходит два участника, и цена падает на 2%, на второй — 15, после жесткой конкурентной борьбы цена падает на 30%. По какому конкурсу больше обиженных и больше вероятность подать жалобу в ФАС? А имеет ли чиновник мотивацию выбрать совсем неадекватного поставщика? Чтобы сбежал с авансом, отравил детей в детсаду, построенная им школа рухнула через месяц? Это при контроле прокуратуры, при сложившейся системе, когда местные власти всегда и во всем будут виноваты? Скорее всего, он выберет «правильного» поставщика, но заложит свой интерес. Но в России контроль за ценами при государственном и муниципальном заказе практически отсутствует, а процедурный контроль — самый жесткий в мире. А вот в других странах давно поняли, что он не имеет смысла. Дальше больше, вот когда к сотруднику ФАС Петрову придет одна жалоба по первым конкурсам и 14 — по вторым, где он найдет «нарушения»? Очевидно по вторым, хотя реально по ним была конкуренция и экономия для бюджета в 15 раз больше. Принимая во внимание, что он ни за что не отвечает — не за здоровье детей, ни за надежность крыши школы. Он даже не понесет ответственности, если его решение по «сносу» торгов суд признает незаконным. А еще у него самая низкая зарплата из всех органов власти…

Мы проанализировали базу судебных решений ФАС по 44-ФЗ. В базу за 2014 г. вошли все (более 2,1 тыс.) закупки, по которым ФАС были выявлены нарушения, и соответствующие решения ФАС были оспорены в судах участниками торгов или заказчиками. По оспариваемым закупкам среднее число заявленных участников составило 3,7, а допущенных к торгам — 2,8. Снижение цены в среднем составило 15,3%. При этом, согласно данным Росстата в 2014 г., в среднем по закупкам в рамках 44-ФЗ в 2014 г., число участников составило 1,8, а снижение цены — 3,8%. Таким образом, оспариваемая закупка — как правило, более конкурентная и с существенно большим снижением цены. Анализ показал, что свыше 3/4 оспариваемых закупок имеют НМЦК < 10 млн. руб. Закупки такого размера по международной практике относятся к мелким закупкам (в США 150 тыс. долл., в ЕС — 150 тыс. евро). При этом, 8,5% оспариваемых закупок имеют НМЦК < 100 тыс. руб., несмотря на то, что согласно 44-ФЗ этот размер установлен для мелкой закупки. Это ведет к нерациональному использованию бюджетных средств, так как по расчетам НИУ-ВШЭ, издержки на администрирование мелких закупок в случае их проведения по формальным процедурам составляют 21% НМЦК. Очевидно, что эти издержки не перекрываются потенциальной экономией от конкуренции и снижения цены.

Снизить коррупцию и повысить эффективность госзаказа целесообразно не путем возвращения к аукционам, а путем смещения акцентов контроля с процедуры на их содержание, планирование и установление НМЦК, повышения роли общественного и экспертного контроля в рамках ФКС, отказа от контроля и излишнего администрирования мелких закупок[1], перевода в электронную форму всех видов торгов, включая конкурс, использования лучших бизнес-практик в госзакупках[2], ужесточения финансового контроля. Разрешить закупать биржевые товары на биржах. Это исключит абсурдную ситуацию покупки оптом дизтоплива для государственных нужд по ценам выше розничных.

[1] Согласно нашим исследованиям, ¾ торгов, по которым ФАС выявляет нарушения, относятся к мелким закупкам. При этом, отмененные ФАС торги имеют большее число участников, большее падение цен, чем в среднем по контрактной системе. Другими словами, контроль ФАС России за госзакупками в целом характеризуется отрицательной, а не положительной селекцией.

[2] Принцип 60:40 (60% заказа отдается участнику, занявшему 1 место, 40% — занявшему 2 место), переторжка, конкурентные переговоры (под видеозапись во избежание коррупции) и т.д.