15590041_1862664900619195_7836663950336714097_n

22 ноября, Арбитражный суд Центрального округа изменил постановление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о штрафе на ООО «УК «Наш Дом». Началось с того, что в 2015 году в ФАС поступили жалобы со стороны собственников помещений на действия ЕПСС ЖКХ Воронежской области и 16 управляющих компаний (в том числе ООО УК «Наш дом»), а также материалы из ФСБ. Жалобы были вызваны необоснованным заключением договора на осуществление расчета и сбора платежей с собственников, и нанимателей жилых и нежилых помещений (нарушение п. 1 ч. 4 ст. 11 135-ФЗ). Заключение указанных договоров, по мнению ФАС, привело к навязыванию собственникам помещений в многоквартирных домах необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ЖКУ на расчетный счет ЕПСС ЖКХ ВО. Так как порядок внесения платы, как существенное условие договоров управления домами, был изменен без воли собственников помещений. Регулятор наложил штраф на ООО УК «Наш дом» в размере 101 тыс. руб.
Управляющие организации вправе принимать плату за ЖКУ через уполномоченный центр расчетов при условии, что указанные центры являются платежными агентами и осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом о платежных агентах. ЕПСС ЖКХ ВО и управляющими организациями при заключении договоров обеспечения информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса определена форма ЕПД, который является счетом за ЖКУ, содержащим начисления за текущий расчетный период, а также задолженности и пени предыдущих периодов. В свою очередь, в разделе «Оператор по расчету платежей» ЕПД содержится информация об ЕПСС ЖКХ ВО.
В результате указанных действий ЕПСС ЖКХ ВО и управляющих организаций, по мнению ФАС, собственникам помещений в МКД искусственно были созданы обязательства перед ЕПСС ЖКХ ВО, которое не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни ресурсоснабжающей организацией, ни представителем управляющих организаций, ни платежным агентом. ЕПСС ЖКХ ВО в нарушение требований действующего жилищного законодательства самостоятельно производит расчеты за исполнителя ЖКУ. Более того, указанными соглашениями ЕПСС ЖКХ ВО и управляющие организации произвольно установили иной порядок внесения платы за ЖКУ, противоречащий установленному Жилищным Кодексом, что согласно п. 17 ст. 4 135-ФЗ является признаком ограничения конкуренции. Верховный Суд отказал в признании решения УФАС незаконным. (Дело № А14-8066/2015)

Специфика предоставления коммунальных услуг заключается в том, что управляющая организация заключает договор с ресурсоснабжающей организацией для обеспечения всех собственников многоквартирного дома энергоресурсами. Однако непосредственно у управляющей организации нет заинтересованности в потреблении таких услуг, она «приобретает» коммунальные ресурсы и трансформирует их в коммунальные услуги для жильцов многоквартирного дома. Соответственно, с точки зрения гражданских правоотношений управляющая организация действует в качестве агента при исполнении поручения, выданного собственниками дома в рамках договора на управление. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, поступления организации по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п. не признаются доходами. Таким образом, отсутствуют точные сведения и данные, позволяющие определить размер выручки управляющей компании на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городском округе города Воронеж.
В свою очередь, расчет штрафа от выручки, указанной, является неправомерным и необоснованным, поскольку рассчитанный таким способ штраф не соответствует характеру административного наказания, как меры воздействия, а становится способом подавления экономической самостоятельности. Суд полагает, что поскольку отсутствуют данные ООО «УК «Наш Дом», позволяющие определить размер выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, невозможно определить порядок расчета санкции ч.1 ст. 14.32 КоАП РФ. С учетом изложенного суд назначил ООО «УК «Наш Дом» минимальный размер штрафных санкций в размере 100 тыс. руб. (Дело № А14-5937/2016)

Напомним, что 2 декабря 19 Арбитражный апелляционный Суд отменил решение суда первой инстанции в отношении АО «Единая процессинг-сервисная система ЖКХ Воронежской области» (ЕПСС ЖКХ ВО) в связи с заключением мирового соглашения между ФАС и оператором. ФАС возбудила 2 дела в отношении ООО «РВК-Воронеж» (ГК «Росводоканал») и его гендиректора Андрея Броцмана по признакам нарушений п. 1 ч. 4 ст. 11 и п. 10 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ, наложив штрафные санкции в размере 84 млн. и 40 тыс. руб. соответственно. Первое нарушение выразилось во взимании платы за подключение к сетям и заключение «недопустимого» соглашения с ЕПСС ЖКХ ВО. (Дело № А14-1112/2016) ЕПСС ЖКХ ВО является крупным оператором платежей за ЖКУ в регионе. Данное соглашение по мнению ФАС привело к навязыванию собственникам помещений в многоквартирных домах (МКД) необоснованных условий о перечислении денег за оказанные водоканалом услуги на расчетный счет оператора. Спор оператора с регулятором длится с прошлого года и даже дошел до Верховного суда, а также на сторону оператора встала Генпрокуратура в лице замгенпрокурора Александра Буксмана. Руководитель ФАС Игорь Артемьев направил разъяснения в адрес территориальных управлений, на примере УФАС по Воронежской области. Суть разъяснений состояла в том, что не следует выходить за пределы своих полномочий при расследовании действий операторов ЖКХ в части нарушения конкуренции. Данные разъяснения были направлены после получения обращения Первого замгенпрокурора РФ Александра Буксмана, в котором тот просит сформировать «единый подход к применению норм законодательства» к операторам коммунальных платежей. Экспертов очень удивила позиция УФАС не захотевшего отстаивать свои интересы до конца. Видимо УФАС решила прислушаться к руководителю ведомства.
На стадии разрешения апелляционным судом заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле, от УФАС по Воронежской области поступило ходатайство в письменном виде об утверждении мирового соглашения, заключенного между Управлением ФАС, ЕПСС ЖКХ ВО и ООО «РВК-Воронеж». В рамках данного соглашения договор между ЕПСС ЖКХ ВО и ООО «РВК-Воронеж» признан законным, но оператор обязался исключить положения из договора, по которым платежи перечисляются только на счет ЕПСС ЖКХ ВО и теперь в квитанциях будут указываться реквизиты ООО «РВК-Воронеж». Данное соглашение было подписано начальником правового управления ФАС Артемом Молчановым, гендиректором ЕПСС ЖКХ ВО и директором по правовым и корпоративным вопросам «Росводоканала».