15621879_1863957777156574_6715221271501976150_n

Арбитражный суд Волго-Вятского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении ООО «Эко-Реал». Причинами стали грубейшие ошибки в проведении анализа рынка, в т.ч. его географических границ. Также важно, что суд указал ФАС на необходимость анализа доводов и возражений общества по поводу определения границ рынка в процессе рассмотрения дела. Дело началось с того, что в ФАС поступила жалоба МБУ «Управление благоустройства» (Кстовский район Нижегородской области) о неправомерных действиях ООО «Эко-Реал». Тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (ТБО) для общества установлены решением региональной службы по тарифам Нижегородской области на периоды с 01.06.2013 по 31.12.2013 и с 01.01.2014 по 30.06.2014 в размере 88,5 руб., с 01.07.2014 по 31.12.2014 и с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 92,8 руб. за 1 кубический метр.
Вместе с тем, МБУ «Управление благоустройства» сообщило, что, несмотря на утвержденный обществу тариф, принимая на полигон отходы, общество отдельно взимало с МБУ «Управление благоустройства» плату за крупногабаритные отходы по самостоятельно установленному тарифу — 115 руб. за 1 кубический метр. Кроме того, 28.07.2014 общество направило в адрес учреждения уведомление о введении с 01 сентября 2014 года нового тарифа в размере 135 руб. за 1 кубический метр за прочие коммунальные отходы, к которым относятся отходы строительства, разборки зданий, сооружений и уборки территорий, древесные и минеральные отходы. ФАС возбудила дело в отношении общества по признакам нарушения ч.1 ст.10 135-ФЗ по признакам нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО.
Из представленного ФАС аналитического отчета следует, что географические границы рынка определены как Кстовский район только на основании Постановления Правительства Нижегородской области от 30.08.2012 №584, где определена зона обслуживания Кстовского полигона — территория одноименного района. Между тем, из аналитического отчета невозможно однозначно установить, каким именно методом из указанных в пункте 4.5 Порядка №220 проведение анализа состояния конкуренции ФАС определила географические границы товарного рынка. Также суд рассмотрел анкеты юридических лиц, которых ФАС опрашивала в 2013 году, тогда как временной интервал исследования: январь 2014 — октябрь 2015 года. Таким образом, аналитический отчет подготовлен ФАС с нарушением требований Порядка №220.
Кроме того, из решения ФАС не усматривается факт использования указанного аналитического отчета. Он был представлен в суд в процессе рассмотрения настоящего дела. В нарушение процессуальной обязанности доказывания, антимонопольный орган не проверил и не опроверг позицию общества о неверном определении географических границ товарного рынка, не исследовал и не оценил имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что общество занимает доминирующее положение в границах Кстовского района. Также ФАС не доказала доминирование общества на определенном товарном рынке. (Дело № А43-32873/2015)