Karikatura_-Zastrelis_benzinom-_5408Бензин продолжает дорожать уже шесть недель подряд. Средняя розничная цена одного литра бензина выросла с 11 по 18 июля на 0,3% до 36,14 руб. Также выросла цена дизельного топлива на АЗС приблизительно на 0,1% до 35,56 руб. Цена АИ-76 (АИ-80) подорожала на 8 коп. до 33,26 руб. Цены на бензин таких марок как АИ-92/93/95 и выше поднялись на 11 коп. до 35,1 и 38,15 руб./л. соответственно, по данным Росстата. В среднем рост цен превысил 1% — в Грозном (1,6%), в Абакане и Элисте (1,2%), в Москве и Санкт-Петербурге рост составил 0,1 и 0,2% за отчетный период. В Москве автомобильный бензин марок АИ-92/93, АИ-95 и выше можно приобрести по цене от 33,69 до 36,6 руб./л. и от 36,99 до 40 руб./л. Эти же марки в Санкт-Петербурге можно приобрести от 34,1 до 36,2 руб./л. и от 37,55 до 39,84 руб./л. Также наблюдается сокращение производства бензина на 1,7% до 751 тыс. т. При этом производство дизеля выросло на 3,1% до 1,45 млн. т.

А начальник управления регулирования ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин сообщал, что розничные цены на бензин скоро стабилизируются. Так как е6сть тенденция к понижению стоимости оптовых партий топлива. Также по информации, ФАС запасы топлива растут в связи с введением в эксплуатацию большинства НПЗ после ремонта, что окажет влияние на стабилизацию цен на горючее.

А справится ли ФАС в этом году с ростом цен на бензин, если до этого, в декабре 2014 года Владимир Путин был удивлен ростом розничных цен на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть. «Это как вообще понять? Куда ФАС смотрит?» – возмутился тогда В.В. Путин. ФАС при этом проигнорировала Президента, пояснив, что повышение цен связано с «объективными» причинами. Более того, ФАС использовала формулировки нефтяников, что рост цен объясняется «высокой налоговой нагрузкой» и «неблагоприятной конъюнктурой». И в результате не применила мер антимонопольного реагирования.

С «бензиновыми делами» которыми так гордится ФАС, т.к. самые большие штрафы в истории службы были получены с нефтяных компаний, не все так просто. Нефтяные компании продолжили повышение цен на бензин (начало 2011 г.) сразу после того, как штрафы за предыдущее повышение были уплачены, и глава ФАС отчитался В.В. Путину о проделанной работе. Согласно данным официальной статистики, в 2010 году цены на бензин выросли на 6,5% (ниже инфляции). Почти весь год продолжалось разбирательство нефтяных компаний с ФАС России в судах в рамках т.н. «второй волны» дел, которую антимонопольные органы возбудили против нефтяников. Однако уже с января 2011 года, то есть через месяц после выплаты штрафов в размере 15 млрд рублей, которые 4 нефтяные компании, наконец, выплатили за нарушения двухгодичной давности, рост цен на бензин продолжился опережающими темпами (можно предположить – в целях компенсации уплаченных штрафов за счет потребителей). Только за 1 полугодие 2011 года цены на бензин выросли на 11,6% (заметно выше инфляции), то есть рост был в 4 раза быстрее, чем в 2010 году.

Разумеется, учитывая социально-экономическую значимость данного товара, ФАС не могла оставить в стороне действия нефтяников. Игорь Артемьев объявил о начале «третьей волны» дел против нефтяных монополистов. Но дела были возбуждены по ценам на авиакеросин и дизтопливо, а не по бензину! Иными словами, как бы в обмен на уплату штрафа ФАС России «не заметила», как нефтяники его компенсировали за счет потребителей в течение последующих 6 месяцев.
Уже потом, осенью 2011 года, ФАС России возбудила очередное бензиновое дело. Но только в отношении одной компании – ТНК-ВР. В ходе разбирательства сошлись не на монопольно высоких ценах на бензин, а на создании дискриминационных условий (вообще, почему одних крупных игроков наказывают, а других крупных (например, ОАО «Сургутнефтегаз») – нет, а также почему столь разнятся штрафы по наказанным компаниям, почему в ходе заключения т.н. «мировых соглашений» с ФАС размер штрафов снижается – предмет особого, более подробного исследования). В итоге нефтяные компании продолжили повышение цен на бензин (начало 2011 г.) сразу после того, как штрафы за предыдущее повышение были уплачены, и глава ФАС отчитался В.В. Путину о проделанной работе. Руководитель ФАС Игорь Артемьев: «При повышении акцизов все будет зависеть от того, как будет складываться рыночная ситуация. Но резких скачков быть не должно. Здесь несколько факторов будет работать. Акциз прямо транслируется в цену. Насколько Правительство решило увеличить акциз, то есть пополнить бюджет, чтобы решить социальные программы, настолько цена может теоретически вырасти».

Примечательно, что на научно-практической конференции «Правовое регулирование ТЭК России» заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что только за 2011 год крупные нефтяные компании приобрели 200 небольших автозаправочных компаний, что, разумеется, повышает уровень монополизации в отрасли и ограничивает конкуренцию. Необходимо отметить, что ФАС вправе заблокировать сделку, если она ведет к ограничению конкуренции, однако за 2011 год ФАС ни раз не воспользовалась своим правом. Так что монополизация рынка нефтепродуктов и уменьшение доли «малого автозаправочного бизнеса» происходит при прямом попустительстве ФАС.

Один из немногих примеров классического антимонопольного кейса (а не столь любимых регулятором дел по «ущемлению интересов») в практике ФАС: монополист, компания-оптовик, работающая одновременно и на розничном рынке, повышает оптовые цены более высоким темпом (или даже выше в абсолютном выражении) розничных. Независимые АЗС несут убытки и вытесняются с рынка. Зачастую их бизнес в итоге скупается компанией монополистом. Именно на такие кейсы, а не на банальный «рост цен на бензин» должна в первую очередь обращать внимание ФАС, ведь рост цен — это уже следствие монополизации. Борясь не с причиной, а со следствием, трудно добиться положительного эффекта — в лучшем случае монополист переложит выплаченные ФАС штрафы на потребителей. К сожалению, подобных «классических антимонопольных кейсов» в практике ФАС немного. В большинстве регионов поглощение независимых АЗС произошло при бездействии регулятора. Но даже там, где дела возбуждаются (например, в Нижегородской области и Приморском крае), они не могут устоять в суде.