308В сентябре 2014 г. в Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (т.н. «четвертый антимонопольный пакет»), подготовленный Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
В течении 2013-2014 гг. данный пакет был 6 раз возвращен на доработку Правительством РФ, получил отрицательные отзывы Государственно-правового управления Президента РФ, Президентского совета по кодификации, Общественной палаты РФ, Экспертного совета при Правительстве РФ.
В процессе согласования ФАС отказалась от многих спорных новаций, однако настояла на сохранении правил недискриминационного доступа (ПНД) для хозяйствующих субъектов, не относящихся к субъектам естественных монополий. ПНД будет предусматривать порядок раскрытия информации, в т.ч. составляющей коммерческую тайну российскими компаниями. Такое информирование может служить основанием для формирования стратегического поведения иностранных конкурентов российских компаний.
Институт ПНД противоречит международному опыту. Анализ, проведенный НИУ-ВШЭ, выявил отсутствие в антимонопольном регулировании развитых и развивающихся стран института ПНД для компаний, не являющихся естественными монополиями. То есть фактически введение ПНД сработает против российской экономики, что в условиях обострившейся политической ситуации в мире представляется крайне опасным. В условиях санкционных войн важно защитить отечественного производителя, а не заставлять его делиться информацией, составляющей коммерческую тайну с зарубежными конкурентами.