fas_1_0Любой потребитель, которому монополисты продали товар по завышенной цене, должен получить гарантированную компенсацию, уверены в ФАС. Бизнесу предстоит выживать в эпоху коллективных исков. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает в поправках в закон «О защите конкуренции» определить новый вид компенсации потребителям, столкнувшимся с завышением цен монополистами или сговорившимися участниками рынка. Размер такой компенсации ФАС предлагает установить в размере 1-15% от стоимости товара, проданного с нарушением антимонопольного законодательства. Это будет альтернатива существующему механизму, уверен начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский: сегодня монополист или сговорившиеся участники рынка должны возмещать ущерб, причиненный из-за завышенных ими цен. Но суду трудно установить размер переплаты, даже если сам факт нарушения доказан антимонопольным ведомством — у пострадавшего и нарушителя разные представления о справедливой цене.

Генеральный директор юридической компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков подтверждает, что потребителю сложно доказать в суде факт сговора и завышения цены. «Это сегодня практически нереально — процедура доказывания трудоемка и затратна, и пострадавший вынужден обращаться в ФАС. Если служба сумеет подтвердить представленную потерпевшей стороной информацию, появляется основание для взыскания разницы в пользу того, кто переплатил», — пояснил он «Эксперт Online».

Если предложение ФАС встретит одобрение в правительстве, любому потребителю будет достаточно сослаться на вступившее в силу решение службы и доказать факт покупки товара в период нарушения, например предъявив чек, уточняют юристы.

«Выбирать один из двух механизмов будет сам потребитель, размер компенсации в зависимости от тяжести нарушения установит суд, исходя из ориентира в 1-15%. Но применяться она будет только при продаже товара, если потребитель требует возмещения упущенной выгоды, компенсации быть не должно», — пояснил «Эксперт Online» Сергей Пузыревский. От оборотного штрафа в пользу государства — 1-15% от выручки на конкретном рынке — выплата компенсации не освободит.

Вице-президент «Опоры России» Николай Николаев уверен, что инициативы ФАС направлены, прежде всего, на развитие конкуренции. «Для малого и среднего бизнеса конкуренция – это благо», заявил он «Эксперт Online».

В то же время исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов говорит, что пока не понятно, какие цели преследует данный законопроект, и как он отразится не предприятиях розничной торговли. «Что значит завышенная цена? Если брать, например, магазины премиум-класса в них цены изначально выше, чем у эконом-универсамов. Но это же не значит, что мы должны унифицировать все магазины в стране, — высказал он свою точку зрения «Эксперт Online». – К тому же, цены зависят от разных факторов и, допустим, в какой-то период один товар стоил дороже, а потом подешевел, станет ли это поводом для обвинений в завышении цен, не понятно».

Директор по развитию Национальной ассоциации института закупок Алексей Ульянов указывает, что, по сути, речь идет о внедрении системы коллективных исков. «Идет явное заимствование американского опыта, но при этом самые жесткие меры предпринимаются ФАС в отношении отечественных компаний. Если в США 92,2% антимонопольных дел направлено против иностранных компаний, у нас система коллективных исков будет работать в ущерб российскому бизнесу, — считает он. – И это притом, что иностранные картели заполонили целые отрасли российской экономики – пивную, автомобилестроение, производство товаров народного потребления и т.д.».

Ульянов также обращает внимание на то, что в США самая маленькая монополия в США начинается с оборота в $1 млрд, у нас же мишенью антимонопольного законодательства становится, как правило, мелкий бизнес. «В этой связи я сторонник системы коллективных исков по европейскому образцу, когда ограничен размер штрафов, и особенно величина гонорара успеха – то есть вознаграждения адвоката, который ведет этот иск», — пояснил он «Эксперт Online».

Внедрение механизма коллективных исков предусмотрено дорожной картой развития конкуренции уже в 2014 году. Механизм компенсаций повысит эффективность коллективных исков в России, рассчитывает Пузыревский.

Начальник правового управления ФАС признает, что гарантированная компенсация в размере 1-15% от стоимости товара в добавление к оборотному штрафу ФАС будет означать двойную ответственность за одно и то же нарушение. «Конституционный суд это допускает, поскольку тут разные виды ответственности – в первом случае гражданско-правовая, во втором – административная», — поясняет он.

Штрафы в пользу потребителей могут оказаться разорительными для многих компаний, предупреждает старший научный сотрудник РАНХ и ГС Вадим Новиков. «Если оборотный штраф, взимаемый в пользу бюджета, ограничен 2% от оборота компании, у предлагаемого ФАС механизма гарантированную компенсации, по сути, нет верхнего предела, — пояснил он «Эксперт Online». – Не во всех секторах экономики большая маржа, например, в ритейле чистая прибыль с оборота составляет 2-3%, и если компания розничной торговли заплатит 15% компенсации потребителям, она лишится прибыли за 5-7 лет».

По мнению Новикова, нужно не добавлять оборотные штрафы, а улучшать доказательную базу, чтобы ФАС констатировала не только факт завышения цены, но и ее справедливое значение. Тогда пострадавшие будут апеллировать к ней, и в судах не будет путаницы, полагает он. Сергей Пузыревский говорит, что этот вопрос можно и нужно обсуждать. При этом начальник правового управления ФАС не считает, что введение нового механизма гарантированной компенсации повысит ответственность бизнеса.

Источник: Эксперт