KMO_153222_00165_1_t218_224256Федеральной антимонопольной службе (ФАС) не удалось добиться введения в законодательство нормы, которая могла бы ограничить заметный рост числа новых государственных и муниципальных предприятий (ГУПов и МУПов). Соответствующие поправки, против которых, по словам думцев, «восстали регионы», в пятницу не были поддержаны профильным комитетом Госдумы. В ФАС «Ъ» заявили, что продолжат добиваться получения контроля над созданием унитарных предприятий, чье присутствие на рынках вредит конкуренции. Эксперты, впрочем, полагают, что после перевода закупок этих организаций под действие закона о госконтрактах (44-ФЗ) необходимость в таком контроле отпадет.

Спорные поправки должны были появиться в «антикризисном» законопроекте ФАС о запрете антимонопольных проверок бизнеса с годовой выручкой до 400 млн руб. В пятницу комитет по экономической политике Госдумы рекомендовал принять этот проект во втором чтении. Обещание снизить избыточный антимонопольный контроль содержалось еще в «антикризисном плане» правительства на 2015 год. После принятия проекта ФАС также не сможет обвинять в злоупотреблении доминирующим положением компании с годовой выручкой до 400 млн руб. (кроме естественных монополий, «дочек» юрлиц или компаний с госучастием). Также вводится запрет на внеплановые выездные проверки малого бизнеса без согласования с прокуратурой (исключение — подозрение в картельном сговоре). Проект также повышает порог сделок, требующих согласования с ФАС, с 250 млн до 400 млн руб. По словам Алексея Ульянова из «Деловой России», после принятия закона «дела против таких «монополистов», как пекарни и автомойки, уйдут в прошлое».

В редакции второго чтения в итоге не оказалось нормы о согласовании с ФАС создания новых унитарных предприятий — предполагалось, что служба одобряла бы подобные заявки только при создании ГУПов и МУПов на неконкурентных рынках. Эти предложения ФАС уже пыталась включить в 2015 году в «четвертый антимонопольный пакет» поправок к закону о конкуренции. Изначально же о необходимости постепенного вывода унитарных предприятий с конкурентных рынков говорилось еще в принятой правительством в 2012 году «дорожной карте» развития конкуренции.

По словам главы комитета Анатолия Аксакова, норму о согласовании исключили из-за сопротивления представителей территорий. «Регионы некоторые восстали: это вторжение в их полномочия»,— сказал депутат. По данным «Ъ», против этой идеи выступили Главное правовое управление (ГПУ) президента (оно высказалось за равный подход к участникам рынка вне зависимости от форм собственности) и комитет Совета федерации по конституционному законодательству, членов которого не устроило вмешательство в дела субъектов.

ФАС, как сообщил «Ъ» заместитель главы ведомства Сергей Пузыревский, не откажется от идеи антимонопольного контроля создания ГУПов и МУПов. «Позиция правительства и ФАС обозначена в «дорожной карте» и остается неизменной»,— пояснил он. Ведомство беспокоит рост числа унитарных предприятий. Как сообщил на заседании комитета начальник правового управления ФАС Артем Молчанов, за три года число ГУПов и МУПов выросло более чем в два раза — с 11 тыс. на начало 2013 года до 23,3 тыс. на начало 2016-го. Около 30% ГУПов и 25% МУПов работают в конкурентных сферах: это аренда имущества, торговля, оказание услуг. По данным Минэкономики, объем закупок унитарных предприятий в 2014 году составил 1,8 трлн руб., в 2015 году — 1,5 трлн руб.

«Унитарные предприятия — это инструменты управления финансами чиновников, которые приносят прибыль своим директорам и их покровителям и вытесняют с рынков обычные компании»,— считает глава Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. «Когда ГУПы и МУПы переведут под действие закона о госконтрактах, за них никто не будет держаться, и их приватизацию можно будет ускорить»,— полагает эксперт. Напомним, 18 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект Минэкономики, переводящий с 2017 года контракты ГУПов и МУПов из-под действия закона о закупках госкомпаний (223-ФЗ) под более жесткий закон о государственных контрактах (44-ФЗ).

Источник: КоммерсантЪ