default-1sq6Руководитель ФАС Игорь Артемьев обратился к курирующему отрасль вице-президенту Аркадию Дворковичу, министру транспорта Максиму Соколову и президенту РЖД Олегу Белозерову с критикой госорганов, которые участвуют в обсуждении «планов действий, реализация которых может привести к монополизации рынков, ценовому сговору или иным способам ограничения конкуренции» в железнодорожной отрасли (копия писем от 12 апреля есть у «Ведомостей»).

В начале марта Минтранс с представителями совета операторов железнодорожного транспорта, совета потребителей при РЖД, Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), РЖД и другими обсудили судьбу парка «ВЭБ-лизинга», а также модель объединения парка грузовых вагонов. ФАС к обсуждению не привлекалась. Ведомство замечает, что при наличии оснований может отказывать в согласовании сделок в рамках экономической концентрации и признавать в судебном порядке их недействительными. «Антимонопольное ведомство настаивает на том, чтобы вопросы консолидации парка перестали обсуждаться в кулуарах, а были вынесены в публичную плоскость», – отметил его представитель. Так, ФАС считает необходимым вынести вопрос «целесообразности и уместности консолидации парка грузовых вагонов» на площадку правительственной комиссии по транспорту. Представитель Минтранса и в аппарате правительства подтвердили, что получили письмо ФАС. Представитель РЖД отказался от комментариев. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что план консолидации парка полувагонов сейчас слабо проработан: содержит несоответствующие действительности исходные предпосылки, недостаточно аргументированные прогнозы и, главное, не учитывает ряд рисков. С учетом масштаба воздействия плана консолидации на рынок целесообразным было бы проведение антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия поддержки плана госорганами. «Вынесение обсуждения на более высокий уровень и открытые площадки не только положительно скажется на качестве самого плана, но и позволит проверить его с точки зрения недискриминационности», – полагает эксперт.

ФАС также считает недопустимым участие министерств в обсуждении возможного увеличения цен на услуги предоставления вагона «в условиях профицита парка и негативных тенденций показателей погрузки РЖД», следует из письма. Там же ФАС указывает, что сама по себе идея удорожания противоречит выбранному правительством курсу на недопущение увеличения нагрузки на грузоотправителей. В плане консолидации, представленном ГТЛК и проработанном по поручению Минтранса, аналитическим центром при правительстве предполагалось увеличение в первый год реализации программы доходной ставки до 875 руб./сутки за вагон, на второй – до 1068 руб./сутки, на 10-й – до 1694 руб./сутки. Вместе с тем предполагалось, что после консолидации 200 000 полувагонов около 20 000 полувагонов будет отставлено, для того чтобы сократить профицит подвижного состава на сети. ФАС отреагировала на это предостережением в отношении и ГТЛК, и аналитического центра (копии писем есть у «Ведомостей»).

Руководитель службы Игорь Артемьев подчеркнул, что «если кто-то сейчас на этом рынке, например операторы, лизинговые компании, говорит, что консолидируют парк и поднимут вагонную составляющую до 800 руб., я на это могу сказать так: мы вмешаемся и мало никому не покажется» (цитата по ТАСС). Сейчас этот показатель составляет 550–650 руб./сутки за вагон.

Источник: Ведомости