Untitled-1-pic905-895x505-37776До конца 2015 года, как ожидается, Верховный суд рассмотрит жалобу «Газпром серы» на решение Арбитражного суда Московского округа, которое обязывает компанию продавать серу «ФосАгро» по формуле цены, поддержанной ФАС России. Если дело не будет пересмотрено, рынок ждут неизбежные потрясения из-за системных ошибок, содержащихся в подходе производителя удобрений и регулятора, полагают эксперты.

Алексей Ульянов, антимонопольный эксперт «Деловой России», сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей, отмечает, что участие ФАС в судебном разбирательстве в качестве третьей стороны по делу «вообще выглядит как курьез, ведь третьей стороной в судебном споре может быть только тот, чьи интересы непосредственно затрагиваются судебным решением». «Интересы федеральной службы или ее руководства не могут быть затронуты при коммерческом споре, — поясняет он. — При этом у ФАС есть механизм, который себя хорошо зарекомендовал, это отраслевые экспертные советы, на которых стороны могли бы прийти к компромиссу при посредничестве ФАС. Именно экспертным советом в данной ситуации и надо было ограничиваться».

В свою очередь он отмечает, что, поскольку ситуация на рынке серы в России действительно напоминает двустороннюю монополию, невозможно определить равновесную (т.е. рыночную, «справедливую») цену, «цена в этом случае должна определяться в рамках диапазона между издержками продавца и покупателя». То есть определяться путем переговоров монополиста-продавца и монополиста-покупателя. «Поэтому вмешательство антимонопольного органа в коммерческий спор на стороне одного из монополистов вызывает вопросы», — говорит он.

При этом на рынке серы есть еще мелкие покупатели, берущие 8–10% объема, и если бы их дискриминировали, то ФАС должна была бы вмешаться для защиты слабой стороны. Но тут служба вмешивается на стороне сильного, подчеркивает Алексей Ульянов. Эксперт также высказывает сомнение в верности подхода к ценообразованию, основанному на ценах внешних рынков. «С экономической точки зрения цены в России могут и должны отличаться от цен на внешних рынках. Привязываться к ним — это значит ставить себя в зависимость от внешних факторов, снижать экономическую активность и стимулы к экспорту», — полагает он.

Также он считает, что со стороны ФАС давно наблюдается режим наибольшего благоприятствования по отношению к одному из участников рынка — группе «ФосАгро». Например, в конце 2012 года службой были выпущены рекомендации по ценообразованию на апатитовый концентрат (основной продукт «ФосАгро»), которые фактически привязали внутренние цены на апатит к ценам на фосфориты Марокко, выраженные в долларах, что привело к росту цен на удобрения внутри страны. «Нынешние рекомендации по сере создают условия, чтобы компания, продающая свой продукт по максимально высоким ценам, получала сырье по максимально низким ценам. В итоге «ФосАгро» стала неким центром прибыли в производственной цепочке. Такой подход не совсем верен и заставляет задуматься о его прозрачности», — резюмирует он.

Подробнее: Газета.ru