«Полит.ру» публикует стенограмму постановки ProScience Театра, которая прошла 29 июня в Центральном Доме журналиста. С темой «Экономика проклятия. Истории о российском хозяйстве и праве» выступил антимонопольный экономист, старший научный сотрудник РАНХиГС, модератор рабочей группы по развитию конкуренции Экспертного совета при Правительстве РФ Вадим Новиков. Вечер вел журналист Никита Белоголовцев.

Никита Белоголовцев:

– Добрый вечер, дамы и господа. Сегодня у нас завершающее весеннее-летнее представление ProScience Театра 2015 года, я ведущий сегодняшнего вечера. Благодарю, что пришли. Тем, кто дальше сидит, могу предложить пересесть поближе. Представляю сегодняшнего гостя: это Вадим Новиков, старший научный сотрудник РАНХиГС, модератор рабочей группы по развитию конкуренции Экспертного совета при правительстве РФ, антимонопольный экономист, эксперт в области прикладной микроэкономики. Вадим, здравствуйте. Хотел бы попросить своего соведущего рассказать о нашем герое чуть подробнее, чтобы мы понимали, что нас сегодня ждет.

Анастасия Новак:

 – Деятельность Вадима Новикова находится на границе между экономикой и юриспруденцией. Его коллеги из обеих сфер отмечают прагматичность и глубину подхода Новикова к антимонопольной науке. Кто-то видит в нем крестоносца, кто-то – средневекового рыцаря, кто-то – ученого по «безумным делам», но только не кабинетного чиновника. Его профессия – часть его жизни, а не игра в бисер. Он относится к ней со всей серьезностью, но не забывает и о чувстве юмора. Вадим Новиков консультирует крупные экспертные компании. Среди его экспертных и судебных заключений по антимонопольным делам наиболее известные – дело ЕТК, дело в отношении производителей труб и «Газпрома», дело Татарстанского УФАС в отношении торговцев бытовой техникой и электроникой. В свободное от основной работы время собирает судебную статистику. Именно в ней Вадим Новиков находит безумные дела Федеральной антимонопольной службы против малых выдержки из разнообразных кодексов. Успокойте, пожалуйста, скажите, что у нас сегодня их будет меньше их, а больше человеческих историй. предпринимателей. Среди них есть монополист по поп-корну, монополист чердака, монополист на 28 рублей и многие другие. Коллеги Новикова полагают, что, отчасти благодаря исследованиям нашего героя с мертвой точки сдвинулась антимонопольная реформа. О том, какие существуют ошибки в антимонопольном законодательстве и какие способы есть его изменить, нам сегодня расскажет Вадим Новиков.

Никита Белоголовцев:

 – Вадим, все верно? Тогда предлагаю брать микрофон в руку, чтобы «ваш глас был услышан». Что хотелось бы услышать от вас в качестве небольшого пролога: словосочетания «антимонопольное законодательство», «юриспруденция в антимонопольном законодательстве», «судебные дела, судебная статистика»  – сразу чуть пробирает в дрожь. Сразу – колонки длинных цифр и

Вадим Новиков:

 – Сегодня у нас вечер цифр, и одновременно вечер историй. Считаю, что эта смесь — истории и цифры — то, как нужно обсуждать антимонопольные темы. И для начала расскажу историю. В 2007 г на центральной площади Горно-Алтайска предприниматель Евгения Автономова поставила батут с солнцем и петухами. Батут работал, родители очень обрадовались, потому что до этого в городе была только одна детская площадка. А на батуте дети упрыгивались и сразу шли спать, очень удобно. Цену за батут предприниматель назначила в 50 рублей, пользуясь при этом простой логикой, вот цитата: «50 рублей – это бумажка, которую удобно отдать и взять». Через пару лет на той же самой площади предприниматель Иван Кошечкин поставил еще один батут, цена была такая же, как и у первого, но сеанс был не 20 минут, а «сколько угодно». Через некоторое время и на первом батуте дети прыгали сколько угодно.

Еще через пару лет на этой площади появляется антимонопольная служба, которая просит предпринимателей написать объяснительные, почему у них одинаковые цены. Предприниматели написали объяснительные, но их объяснения не понравились. И предпринимателей оштрафовали «за сговор». Евгения Автономова осталась в недоумении, цитирую: «Мы затеяли это для наших деток, чтобы они хоть маленько получили удовольствие. Не знаю, почему они довязались до нас . Есть же достаточно организаций, ФАС можно было заняться серьезными делами, а не привязываться к нам, «батутчикам».

Здесь есть повод для удивления – как же так вышло, что антимонопольные законы, которые когда-то давно в другой стране были придуманы для борьбы с Рокфеллерами, у нас применяются для борьбы с «батутчиками»? И это дело не единственное, таких дел полно, если бы проблема была только в антимонопольных законах – ведь и в других сферах нашей жизни постоянно происходит что-то такое. Вроде «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Замысел не совпадает с исполнением.

Помните, что когда-то у нас, как в Соединенных Штатах, захотели учредить пост вице-президента? Вроде хорошая вещь, он обеспечивает стабильность государства – если что, будет «второй пилот», который, если что, возьмет на себя штурвал. И что? Оба вице-президента, которые были в нашей стране – Геннадий Янаев и Александр Руцкой – закончили лидерами вооруженных переворотов.

С моей точки зрения, это и есть то самое «русское проклятие», когда хорошая вещь у соседей не приносит пользу у нас. Маленький пример «сырьевого проклятия»  – экспортные доходы вроде бы вещь хорошая, а пользу не приносит. В этом проклятие. Нормальная вещь извращается, а люди после принятия законов, которые вроде бы должны защитить простого человека от этих «больших дядек», остаются в недоумении: почему они «довязались до нас, батутчиков». И вот, собственно говоря, это и есть тема нашего разговора – за что на нас наложено это проклятие, за какие мысли, за какие дела, и как от этого проклятия можно избавиться?

Подробнее: Полит.ру