фото Ульянов«Антикризисный» законопроект возник по инициативе «Деловой России», предложившей освободить малый бизнес от избыточного антимонопольного контроля: соответствующие нормы вошли в антикризисный план Правительства РФ. Также после более чем двухлетних дискуссий 4АМП и поправки в Уголовный кодекс были существенным образом скорректированы, можно сказать, изменились до неузнаваемости. Результатом принятия законопроектов станет сокращение контролируемых ФАС России слияний почти в 2 раза, числа рассматриваемых дел – как минимум в 2-3 раза (по обеим позициям, в основном за счет мелких, не влияющих на конкуренцию). Повысится обоснованность решений и степень открытости ведомства, несколько сместятся от частного бизнеса в сторону органов власти и госпредприятий акценты в антимонопольном регулировании. Наибольших улучшений стоит ожидать в части контроля недобросовестной конкуренции, где дела и так обстояли не худшим образом. Поскольку часть изменений уже вступила в силу, они уже отразились на повышении места России по позиции «эффективность антимонопольной политики» в рейтинге глобальной конкурентоспособности с 116-го в 2013 до 82-го в 2015 гг. В 2016 г. можно ожидать повышения до 60-65 места.
Тем не менее, сохранятся возможности антимонопольного преследования СМП, не говоря уже о среднем бизнесе и компаниях с небольшими долями рынка (в части соглашений), проведения необоснованных проверок, вмешательства ФАС в споры хозсубъектов по делам об «ущемлении интересов» отдельных юридических лиц. Сохранится «картельный беспредел», антимонопольное регулирование по-прежнему будет скорее препятствовать развитию совместных предприятий, дилерских сетей и других каналов сбыта отечественной обрабатывающей промышленности. С основными изменениями можно ознакомиться здесь — Журнал Бизнес.Диалог.Подмосковье.