butilkamanaПравительство поддержало законопроект об ограничении пластиковой пивной тары. В большинстве развитых стран пластик не используется для розлива пива и других алкогольных напитков из-за вреда здоровью. Тем более, что пластиковая тара имеет большую, по сравнению со стеклом и алюминием емкость, что способствует алкоголизации. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) противилась ограничению, и даже собирала на своей территории иностранных пивоваров и представителя посольства США (отечественных пивоваров не позвали) для выработки позиции по противодействию антиалкогольным мерам Правительства.

Правительство РФ поддержало законопроект об ограничении использования ПЭТ-тары производителями алкогольной продукции, получивший ранее негативные отзывы от Мин­энерго, Минпромторга и ФАС. Кабмин предложил сократить максимальный объем пластиковых бутылок для алкоголя до 1,5 л с 1 июля 2016 г., а затем поэтапно довести ее максимальный объем до 0,5 л. По данным Сою­за химиков, доля пива на рынке ПЭТ-тары в России составляет около 30%. Потеря такого значительного по объемам рынка сбыта для производителей ПЭТФ (сырья для ПЭТ-тары) станет серьезным ударом для компаний — вплоть до остановки мощностей и оптимизации рабочих мест на предприятиях.
Законопроект № 280796-6, устанавливающий запрет на розничную продажу алкоголя в пластиковых бутылках объемом более 0,5 л, был внесен в Госдуму два года назад, 17 мая 2013 г., и принят в первом чтении спустя год — 10 ­июня 2014 г. В пояснительной записке к документу говорится, что необходимость внесения данных изменений в законодательство связана с угрожающим объемом потребления населением РФ, в первую очередь моло­дежью, слабоалкогольных напитков, включая пиво. Авторы документа считают, что дешевизна тары способствует доступности алкоголя для населения, а ее объем ведет к росту объема потреб­ления. Доля людей, которые регулярно потребляют пиво, в России составляет сегодня 76%. Всего в структуре продаж алкогольной продукции на пиво приходится 80%. Более половины слабоалкогольных напитков и пива реализуется в ПЭТ-таре. Для сравнения: в Великобритании ПЭТ-упаковка для пива по отношению к другим видам упаковки (стеклянной и металлической) составляет 0,1%, Италии — 0,08%, Бельгии — 0,3%. В Германии, одном из крупнейших потребителей пива, в 2006 г. ПЭТ-упаковка занимала 4% упаковок для пива, в 2011 г. эта доля сократилась до 3,7%. Средний объем ПЭТ-тары для алкогольных напитков в странах Западной Европы (Германия, Франция, Швейцария, Финляндия) и США составляет 0,33—0,5 л. При этом, по данным Euromonitor International, в Швеции, Ирландии и Нидерландах пиво в ПЭТ-упаковке не продается вовсе. «Ограничение объемов ПЭТ-тары и крепости алкогольной продукции, разливаемой в данную тару, будет способствовать снижению разовой дозы потребления в три-четыре раза, а розлив алкогольной продукции в тару меньшего объема увеличит стоимость алкоголя», — рассчитывают инициаторы поправок. В правительстве с этими выводами согласились. Как следует из официального отзыва на законопроект, ограничение объема потребительской упаковки алкогольной продукции соответствует Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г. Кабмин предложил запретить розничную продажу алкоголя в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 л с 1 июля 2016 г., а в дальнейшем поэтапно довести максимальный размер пластиковой бутылки для алкоголя до 0,5 л. Кроме того, высший исполнительный орган государства посчитал, что нужно предусмот­реть ограничение не только для розничной продажи, но и производства алкогольной продукции в полимерной потребительской таре, а также уточнить допус­тимое процентное содержание этилового спирта. Россияне лишатся дешевого пива Идея не сразу нашла поддержку чиновников. Ранее о законопроекте негативно отзывались представители Минэнерго, Минпромторга и ФАС. Так, в антимонопольном ведомстве говорили о том, что снижать уровень потребления алкоголя нужно не путем запрета определенного вида упаковки, а путем применения мер по изменению структуры потребления. По мнению Общества защиты прав потребителей (ОЗПП), никакого отношения к заботе о потребителях и к борьбе с алкоголизацией населения инициатива не имеет. «Подобные законопроекты — продукт лоббизма производителей крепкого алкоголя и металлургов. Ведь на стеклянные бутылки, в которых продается водка, никто почему-то не собирается обращать внимание. Как и на дорогую алюминиевую тару для пива и слабоалкогольных энергетиков», — пояснил глава ОЗПП Михаил Аншаков. По его словам, в случае принятия ограничений на использование ПЭТ-тары потребителям придется платить больше за тот же самый продукт. Помимо повышения стои­мости алкогольных напитков они столкнутся с ростом цен на безалкогольные продукты в ПЭТ-таре, у производителей из-за резкого сокращения объема производства возрастут издержки, которые будут компенсированы опять же за счет потребителей. По словам президента компании «Очаково» Алексея Кочетова, в отдаленные районы страны, за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток доставка продукции в другой таре экономически невыгодна и крайне затратна. Да и производители другой упаковки не способны обеспечить необходимыми мощностями пивоваренную отрасль. Как подсчитали в «Очаково», государство получает 326 руб. налогов с каждого декалитра пива. При запрете ПЭТ рынок пива сократится на 50% (в 2014 г. производство пива составило 766 млн дкл), следовательно, госбюджет недополучит порядка 125 млрд руб. При этом будет уволено более 20 000 человек, и это только в пивоваренной индустрии. Один работник в пивоваренной отрасли обес­печивает работой около десяти работников в смежных отраслях. Для замещения объемов продукции, выпускаемой в ПЭТ, требуется 8 млрд стеклобутылок. Таких мощностей сегодня нет, поэтому необходимо дополнительно установить 100 линий для производства стек­лобутылок. Стоимость установки одной линии — 4 млн евро. Таким образом, только на установку линий по производству бутылок потребуется 400 млн евро. Также нужно найти помещение под новые технологические линии, обеспечить производство электроэнергией и газом (энергозатраты для производства нужного количества бутылок составляют 3,840 млрд кВт/ч в год). «Одновременно необходимо переоборудовать производство пивоваренных заводов под розлив пива в бутылки — это еще 80 линий и 320 млн евро. Получаем общую сумму установки линий — 720 млн евро, или более 43 млрд руб.», — подвели итог в «Очаково». Рынок ПЭТФ готовится к обвалу По данным Союза химиков, доля пива на рынке ПЭТ-тары на российском рынке составляет около 30%. Потеря такого значительного по объемам рынка сбыта для производителей ПЭТФ (сырья для ПЭТ-тары) станет серьезным ударом для компаний — вплоть до остановки мощностей и оптимизации рабочих мест на предприятиях, считают в отраслевом объединении. К слову, по данным «СканПласта» компании «Маркет Репорт», в январе — марте потребление полиэтилентерефталата (ПЭТ) в России сократилось на 17% относительно аналогичного периода 2014 г. Всего по итогам I квартала потребление ПЭТ в России составило 129 000 т. Емкость российского рынка ПЭТ сокращается, но сопровождается ростом объемов наработки ПЭТ. По итогам I квартала производство ПЭТ в России выросло на 18% и составило 121 240 т. В марте в России было произведено 41 900 т гранулята. Традиционно объемы наработки в марте выше, чем в феврале, в связи с большим количеством календарных дней и сезонным фактором. При этом растет скорость замещения импортных марок. В I квартале 2015 г.импорт ПЭТ в Россию рухнул на 73% к I кварталу 2014 г. и составил лишь 15 000 т. Переработчики отказывались от прямых закупок и сокращали долю импортных марок в портфеле из-за с высокой волатильности курсов. В связи с трудностью прогнозирования цены будущих объемов компании предпочитали покупать гранулят на внут­реннем рынке.