11afd297d4e6f2f62a6e0dffa7ab3761Одно из направлений деятельности Национальной ассоциации институтов закупок связано с совершенствованием антимонопольного регулирования в нашей стране. Итоги работы в 2013 году в этой сфере подводит директор по развитию НАИЗ Алексей Ульянов:
При активном участии НАИЗ удалость объединить усилия бизнес-сообщества и экспертов, которые представили свои возражения на так называемый «четвёртый антимонопольный пакет» ФАС России, который в случае принятия мог ухудшить положение предпринимателей и инвестиционный климат, создать коррупционные риски. С официальными заключениями экспертных организаций можно познакомиться на сайте НАИЗ. В результате Правительство РФ прислушалось к нашей консолидированной позиции (письмо РСПП, «Деловой России» и ТПП РФписьмо РСПП, ТПП РФ, «Деловой России» и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей): «четвертый пакет» был отложен и отправлен на существенную доработку.
Вместо этого был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», который направлен на отмену уведомительного порядка контроля сделок экономической концентрации. Его реализация снизит давление ФАС на средний бизнес.
В результате непростых и подчас жестких дискуссий НАИЗ удалось убедить ФАС России в необходимости отменить антимонопольный контроль над торгами частного сектора и ввести нижний порог индивидуального доминирования. Теперь компания с однопроцентной долей рынка больше не будет признаваться монополистом.
Также ФАС согласился с нашими аргументами в пользу отмены Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%, и отмены уголовного преследования за злоупотребление доминирующим положением.
По итогам IX национального бизнес-форума «Ставим на конкуренцию!» учтены предложения НАИЗ при подготовке поручения Председателя Правительства Дмитрия Медведева, согласно которому кабинет министров совместно с «Деловой Россией» и НАИЗ должен проработать ряд вопросов по развитию конкурентной политики (поручение Председателя Правительства РФ от 04.07.2013 № ДМ-П13-4698). В том числе внести соответствующие изменения в антимонопольное законодательство и внутренние регламенты ФАС России, направленные на либерализацию контроля антимонопольного регулирования в Российской Федерации.
Сформулировать аргументированную позицию позволила разработанная НАИЗ программа «Антитраст по-европейски: как направить российскую антимонопольную политику на развитие конкуренции», а также альтернативный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», который направлен на выполнение Дорожной карты, рекомендаций ОЭСР для РФ по вопросу будущих действий, поручения Председателя Правительства РФ от 04.07.2013 и внедрение общемировых норм по защите субъектов малого и среднего предпринимательства от антимонопольного преследования.
Важным событием 2013 года стал запуск сайта «Антимонопольте сами!», на котором собраны аналитические материалы по практике российского антимонопольного правоприменения и опубликован перечень псевдомонополистов. На сайте также представлен анализ Реестров хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%, по регионам РФ. По его результатам установлено, что свыше 60% числящихся в Реестре «монополистов» – компании малого и среднего бизнеса, 15% – ликвидированы.
Кроме того, эксперты НАИЗ в рамках совместного исследования с РАНХиГС, Институтом проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге провели анализ системы стимулов и мотивации Федеральной антимонопольной службы, анализ судебной статистики по делам антимонопольной службы. Выполнили анализ мировых практик в части наличия иммунитетов от антимонопольного преследования для компаний с незначительной долей рынка и малого бизнеса и «четвертого антимонопольного пакета». Согласно этим исследованиям доля дел против малого и среднего предпринимательства составляет 56% из дошедших до суда дел, в том числе 64% по делам о картелях, а также 80% всех дел, возбужденных ФАС России. При этом доля решений ФАС России с анализом рынка составляет 2%, а доля решений, отмененных судами — 44%. В то время как, согласно внутренней ведомственной отчетности антимонопольной службы, эта значение равно 15%.
В рамках работы по антимонопольному регулированию НАИЗ активно сотрудничала со СМИ. Благодаря многочисленным интервью, статьям и материалам, подготовленных при содействии НАИЗ, существенно повышена осведомленность самых широких слоев населения о деятельности ФАС России.
Эксперты НАИЗ активно участвовали в деятельности рабочей группы по мониторингу исполнения Дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» Агентства стратегических инициатив, рабочей группы по экспертизе ведомственных приказов федеральных органов власти, в качестве членов экспертной группы при Минэкономразвития России, рабочей группы по развитию конкуренции Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, в различных конференциях, семинарах и круглых столах. Кроме того, НАИЗ готовит предложения по вопросам конкуренции для «Деловой России» и Омбудсмена по антимонопольному законодательству.
Таким образом, задачи в части антимонопольной политики и развития конкуренции, стоявшие перед НАИЗ в уходящем году, полностью выполнены. Ключевые задачи на 2014 год: добиться проведения реорганизации ФАС России, существенной либерализации антимонопольного законодательства и правоприменения.
Источник: НАИЗ